Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Приключения буквы Ч


Приключения буквы Ч

 Приключения буквы Ч

Цели:

  • Повышение уровня речевой культуры
  • познакомить обучающихся со звуком [ч'], буквами "Ч", "ч";
  • Добиваться чёткого различия образа звука и образа буквы;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • Обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры,  физ.минутки и т.д.).

Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, выше голова!

Три, четыре, руки шире!

Пять, шесть, тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

II. Актуализация знаний

В Волшебной стране Азбуковедения жили звуки и буквы, ладили между собой. То в Алфавит выстроятся, то пойдут в гости друг к другу. Любят играть в слова и прятаться. Они очень любили путешествия и приключения. Хотите узнать о приключениях нового звука и  буквы? Давайте к нему подготовимся.  Путь неблизкий и непростой, выдержав все испытания, мы встретимся с новой буквой и получим интересные задания и развлечения. Итак, в добрый путь!

- Что кричат в лесу, когда заблудятся?

- Как дует ветер?

- Как жужжит жук?

  III. Работа над новым материалом. Звук [ч'].

1.  Послушайте стихотворение. Какой звук чаще всего встречается?

Чей ты, ручей?
Чёрных грачей,
Чечётки,
Чирка,
Чижа,
Червячка,
Чащобы дремучей,
И речки под кручей.

-  А теперь назовите новый звук. (Ответ: [ч'].) Этот звук гласный или согласный? Почему?

 Он мягкий согласный или твердый? Почему?

 Открою вам секрет: этот звук не имеет парного по мягкости и твердости. Разве это не чудо? Какой этот звук по глухости-звонкости? Почему? (Дети отвечают.) А сейчас мы будем искать этот звук в словах.

2. Звуков так много, как в лесу деревьев, поэтому сегодня к нам на урок пришёл Лесовичок, хранитель леса. У него для нас задание.

 ЗАГАДКА. Идут круглые сутки , не стоят ни минутки, а всё на одном месте.

(ЧАСЫ) Составим схему слова.

3. Среди разнообразия звуков вы должны узнать [ч']. Запомните слова с новым звуком.

Кто живет в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!  (Г. Юдин)

- Какие бывают часы? ( электронные, механические,кварцевые, песочные, цветочные и др.)

IV. Работа над новым материалом. Буква ч.

1. Итак, какие незнакомые слова вы услышали в сказке?  Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка. Какой же звук встретился во всех этих словах?

На письме этот звук обозначается буквой – "Ч". На что похожа эта буква?

2.Веселая минутка

Да, вы правильно решили.
"Ч" мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

3.Подружился с буквой Ч один сказочный герой. Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она.
А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ...(Чиполлино.)

 Задание: прочитай слоговые таблицы.

КАЧ

КОЧ

КУЧ

КИЧ

СЫЧ

ЧАК

ЧОК

ЧУК

ЧИК

ЧЕК

МЯЧ

МЕЧ

НОЧЬ

РЕЧЬ

ПЕЧЬ

4. Кто к нам спешит? Загадка.

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
И зовётся ... (Чебурашка.) Задание:Букварь с.86 
Прочитай слоги, слова в столбиках. Придумай предложения со словами чашка, чайник, бабочка.

V. ФИЗМИНУТКА.

Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек - стайка. 
Эта птичка - соловей, 
Эта птичка - воробей. 
Эта птичка совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель, 
Эта птичка - скворушка, 
Серенькое перышко. 
Эта - зяблик. 
Эта - стриж. 
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан. 
Птички, птички по домам!

5. ПТИЧКИ. Прочитать текст ЧАЙКИ с.86 .

VI. Правописание ЧА, ЧУ.

1.Загадка: Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!  (Дюймовочка.)

  1. Сочетания ча,  чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч'] и так мягкий.

 

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Сказка иллюстрируется на магнитной доске.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

–  Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

–  А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

 3.Работа по Букварёнку. Допиши ЧА или ЧУ.

VI. Закрепление.

1. Загадка. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (ПЧЕЛА)

2.Загадка.

3. Работа над скороговоркой:

Что ты делал, червячок?
С буквой Ч учил урок!


(Девочки спрашивают, мальчики отвечают и наоборот.)

4.ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ. Текст Черепаха с. 87 Букварь.

Черепаха и обезьяна.

VII. Итог урока.

От пчелы дети получают сладкий приз – конфета Чупа - чупс.

Дом.задание: прочитать текст Волчишко, ответить на вопросы.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
«звуки (р-р), буква Р-р»
Звуки [х], [х’].Буквы Хх.
Зима.Составить предложения. Диалог.
«ЕДЕМ В ГОСТИ».
Морское путешествие от А до Я
Звук и буква Юю
Қазақша-орысша грамматикалық терминдер сөздігі
Разделительный ь знак
Обобщение по теме «Звуки и буквы»
Праздник "Прощание с букварем"
Бөлім: Уроки / Бастауыш сынып | Көрсетілім: 2797 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык