Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Что такое фольклор?


Что такое фольклор?

Тема урока: Что такое фольклор?

Цель и задачи урока:
а)образовательная:cовершенствовать этнокультуроведческий материал,знания о малых жанрах фольклора ,умение применять на практике в учебно –игровых ситуациях;
  б)развивающая:развивать речь,память, расширять кругозор,творческие способности и навыки устного высказывания, развить умение анализировать,сравнивать,сопоставлять,обобщать, делать выводы;
в)воспитательная:воспитывать эстетические чувства,любовь к прекрасному, любить и ценить народный фольклор.
Тип урока: урок развития речи
Наглядность:слайды.
Межпредметная связь:русский язык,казахскаялитература,музыка.
Методические приемы:
-устные выступления учащихся
-работа в тетради;   
-презентации
Ход урока
1Организационный момент
(психологический настрой)
2Проверка домашнего задания. Повторение пройденного.
3Новая тема «Что такое фольклор»
Слово учителя : Сегодня мы с вами поговорим о фольклоре. Фольклор-устное народное творчество.Фольклор появился давно,когда еще люди не умели писать,а передавали из уст в уста песни,сказки,пословицы,поговорки.В течение веков поэтическое искусство народа выражалось в устной форме.С появлением литературы устное творчество не умирает,онопродалжает жить и развиваться. 
Фольклор- народное творчество,совокупность народных обрядовых действий.
Фольклористика-наука о фольклоре,включающаясобирание,публикацию и изучение произведений народного творчества.
Слово уст –устаревшее слово .Уста, уст,устам(рот,губы)
Из уст (услышать от кого -нибудь). В уста передавать ( сообщать от одного к другому).   

Устное творчество казахов ,уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическимисказаниями, лиро-эпическими поэмами,преданиями,легендами,созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий.Они глубоко патриотичны в своемсодержании,поэтичны в изложении,пронизаны призовым к единству, стойкости духа, настойчивости,упорству во имя достижения поставленной цели.Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей,  значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть нетолько героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философия размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы,    пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов. 

Разнообразны формы народного стихосочинительства .Это связано тем,что ни одно событие , ни один праздник в казахской семье не обходился без песни.Насвадьбах,например,исполнялся » Жар-жар»-проводы невесты в виде хорового пения с ведущими как со стороны девушек,так и со стороны парней-сверстников новобрачных.Другая ритуальная песня «Сынсу»-прощание с родным очагом-исполнялось невестой перед выездом свадебной процессии из аула.В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня «Беташар»для ознакомления невесты с его родственниками.Жоктау»- плач по усопшему.По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках,страиваемых в день смерти родича,в день его похорон,через семь дней ,сорок дней,год и четыре года после смерти.

Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора ,шлифовавших  исконно народные произведения на протяжении веков.В силу того обстоятельства ,что они передавались из уст в уста,из поколения в поколение,эти произведения изменялись и дополнялись.  Разнообразна тематика казахской сказки,особенно волшебной ,представляющей во многом синкретическую форму.Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические ,генеологические,топонимические сказания ,предания,легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше-острословы и шутники,которые ловко проводят своих противников. Пословицы ,поговорки,загадки,афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов-поэтические состязания певцов-импровизаторов,которые собирались большое количество любителей народной поэзии.Наайтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род,еголюдей,мгновенно слагая свои импровизации.Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей,их щедрость и сердечность. Приз доставался тому,кто выходил победителем из этого состязания в стихах.Большой  популярностью среди народа пользовалсявеликий казахский акын Жамбыл (1846-1945).
Вопросы и задания:
1 Что такое фольклор?
2Перечислите малые жанры фольклора.
3 Какая наука занимается фольклором?
4 Какие пословицы вы знаете о Родине?
Комментирование оценок.
Инструктаж домашнего задания
а)Придумать загадки по картинкам.
б)Выучить веселые частушки.


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Филологический звездный час
Казахское ханство
Народные песенки, потешки, небылицы.
Белым – бело. Я. Тайц.
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Андерсен «Гадкий утенок»
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
Онегин и автор. Татьяна и Ольга. Анализ произведения.
урок обобщение по теме "Сказки"
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3355 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык