Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Казахская национальная философия


Казахская национальная философия

Тема урока Казахская национальная философия

Тема урока («Информатика»): Использование текстового редактора MSWord, вставка графических элементов, создание таблиц.
Тип урока: комбинированный 
Вид урока: интегрированный урок
Цели урока:
 образовательная: 
- познакомить студентов с периодами казахской национальной философии, с философами Казахстана, их знаменитыми трудами;
- обобщить и применить для решения реальной задачи знания возможностей текстового процессора;
- повторение и проверка умений пользоваться современными компьютерными технологиями для решения жизненных ситуаций; 
развивающаяся:
- способствовать формированию у студентов целостного представления о казахской национальной философии; 
- развивать творческие способности студентов; 
-развивать у студенческой аудитории познавательный интерес к философии в целом, развивать навыки анализа, обобщения, доказательства;
- развивать навык самоанализа;
- способствовать развитию познавательной активности студентов;
- расширение кругозора в области применения ИКТ. 
 воспитательная: 
- воспитания бережного отношения к компьютерной технике; 
- воспитывать у студентов культуру общения при работе с трудами ученых; 
- воспитывать у студентов уважение к деятелям науки и культуры всех времен и народов, а так же стремление к самопознанию;
- способствовать развитию информационного мышления;
- способствовать формированию устойчивого интереса к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание информационной культуры, логического мышления.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, частично-поисковый, творческий.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, самостоятельная.
Межпредметные связи: «Основы философии», «История Казахстана», «Культурология», «Информатика», «Казахский язык», «Казахская литература», «Английский язык».
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор,  электронный раздаточный материал, презентации, мини-выставка трудов ученых.
Список использованной литературы:
1. Ефимова О. Курс компьютерной технологии. I, II т.т. М., 1999.
2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. М., 2005.
3. Основы обществознания: Учебник для 10 кл. / А.Нысанбаев, Г.Есим, М.Изотов, К.Жукешев. А., 2006.
4. Основы обществознания: Учебник для 11кл. /А.Нысанбаев,, К.Абишев, К.Жукешев и др. А., 2007.
5. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М., 2001.
6. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для 10-11 кл. / В 2 ч. Ч. 2 11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова.
7. Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для 11 кл. / Под ред.В.И.Купцова. М., 1997.  
 
 
 
План занятия:
1. Организационный момент –  2
2. Проверка домашнего задания – 15
3. Изложение новой темы – 45
4. Самостоятельная работа – 20
5. Закрепление темы – 5
6. Д/з –  3
 
Ход урока:
Преподаватель информатики: 
Сегодня мы проводим интегрированный урок информатики с обществознанием. История человечества насчитывает многие миллионы лет, а информатика - еще очень молодая наука, ей не исполнилось и полвека. Для науки - это младенческий возраст, поэтому еще не настало время написания полных, фундаментальных курсов, излагающих ее законы и методы. Я надеюсь, что, может быть, кому-нибудь из вас в скором будущем выпадет честь участвовать в ее бурном развитии.
Развитие информатики всегда было тесно связано с историей и обществознанием, ибо с информацией люди оперировали уже задолго до появления компьютеров. Начиная с древнего абака, дожившего  до наших дней в виде конторских счетов, механических устройств типа арифмометров до современных компьютеров, обрабатывающих колоссальные объемы информации.
Преподаватель обществознания:
 И сегодня с помощью современного класса ОИВТ, с помощью современных компьютерных технологий мы проведем интегрированное занятие по следующей теме: «Казахская национальная философия».
           Преподаватель информатики: 
Обратите внимание на  интерактивную доску, где Вам представлен ход урока по этапам. 
     (демонстрируется карта маршрута –  на интерактивной  доске)
Преподаватель обществознания: 
Фронтальная проверка домашнего задания.
Задание №1.  Перечислите модели обществ.
Задание №2 Укажите, что является основными источниками общественного богатства? 
Задание №3 Укажите ученых, которые считали, что основой развития, прежде всего, является труд людей и производственная деятельность, направленная на обеспечение материальных потребностей. Для того чтобы мыслить, заниматься наукой, философией и политикой, а так же веровать в Бога, человек должен питаться, одеваться и иметь жилье. 
Задание №4  Перечислите отличительные черты открытых обществ.
Задание №5  Дайте краткую характеристику закрытым обществам. 
Задание №6 Укажите общество, в котором обеспечивается высокий уровень жизни человека на основе возможностей современного производства.
Задание №7 Укажите общество, где изобилие товаров массового спроса и их достаточность должны обеспечить счастливую жизнь каждому гражданину и способствовать продвижению общества вперед без каких-либо препятствий.
Задание №8 Укажите общество, в котором установлен тоталитарный режим, где максимально ограничены связи с другими обществами, а граждане вынуждены придерживаться догматических идеалов.
Задание №9 Укажите, в каком направлении, по утверждению современных философов развивается цивилизация.
 
Объяснение нового материала
Преподаватель информатики:
Уважаемые студенты при просмотре каждого слайда,  в процессе изучения нового материала будьте предельно внимательны, потому что самостоятельная работа на компьютере связана с ними.
Преподаватель обществознания 
Демонстрация слайда №2
Демонстрация вклада  выдающихся казахских философов и ученых Казахстана по интерактивной доске:
 ученые средневекового Казахстана (Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Мухаммед Хайдар Дулати, Асан-Кайгы).
 казахская философия XIX-XX вв. (Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев).
 казахская интеллигенция начала XX века: идеи и взгляды (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгыров, М.Жумабаев, М.Чокай).     
 
Демонстрация слайда №3
Всем известно, что казахская культура возникла на стыке древнетюркской и арабо-мусульманской цивилизаций, поэтому будет справедливым, если изложение истории философии и содержание этической мысли Казахского народа мы начнем с личности Аль-Фараби (870-950 гг.), творческое наследие которого является общим достоянием всего тюрко-арабского мира. 
Обратите особое внимание на интерактивную доску, здесь представлен портрет ученого эпохи раннего средневековья - Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля). В трудах Аль-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. Ученый высоко ценит авторитет науки и занимающихся ею людей. Для науки нужны люди чистого сердца, высоких помыслов, лишенные всякого тщеславия. Ученый утверждает, что ключ к достижению цели находится в руках самого человека, постоянного духовного самосовершенствования человек может достичь только в процессе постижения истины, путем окружающего мира (Трактат «Пути достижения счастья»). Другим произведением Аль-Фараби, где изложены его этические взгляды, является трактат «О взглядах жителей добродетельного города». По мнению мыслителя, чтобы жители города (полиса) были счастливы, ими должен управлять мудрый, справедливый, добродетельный, широкообразованный, смелый, мудрый правитель. Более одиннадцати веков отделяет от нас эпоху Аль-Фараби. За это время человечество добилось огромных успехов во всех областях знания, но всегда следует помнить о тех, кто прокладывал путь к истине. Пусть высказанное ими не отвечает запросам сегодняшнего дня, но они положили кирпичи в фундамент, на котором построена современная культура.
 Таких же идей и взглядов придерживался другой не менее знаменитый ученый эпохи раннего средневековья - Юсуф Баласагуни. 
Демонстрация слайда №4
Юсуф Баласагуни (XI в.) – гениальный мыслитель, поэт-философ, имя которого известно всему миру и почитаемо в тюрко-исламском мире. Миру известен его знаменитый труд «Кутадгу билик», в котором он сумел показать, что нравственные принципы, обычаи и традиции тюрков находятся на самом высоком уровне требований своего времени. Главная идея поэмы «Благодатное знание» зиждется на четырех принципах: первый – необходимость справедливости для правильного управления государством; второй – благополучие и богатство для страны и ее подданных; третий – принцип человеческого разума; четвертый – принцип умеренности, скромности.
Поэт подвергает острой критике такие отрицательные человеческие качества, как жадность, корыстолюбие, жестокость, вспыльчивость и т.д. Человек, получивший хорошее домашнее воспитание, по словам Юсуфа Баласагуни, бывает добрым, скромным, щедрым, серьезным, сможет обуздать свои страсти, контролировать свои чувства и поступки. В поэме Юсуфа Баласагуни «Благодатное знание» выражена мечта людей о справедливом обществе.
Демонстрация слайда № 5
Не менее знаменитым является личность Махмуд ибн ал-Хусайн ибн Мухаммад ал-Кашгари (1029—1101 гг.). Махмуд Кашгари родился в период правления династии Караханидов и принадлежал к высшим кругам караханидскойзнати. Ученый-энциклопедист, установивший родство тюркских языков и наметивший основные черты фонетического соответствия между ними. Махмуд Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. М. Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы тюркологии. «Словарь тюркских наречий» — общее духовное наследие всех тюркоязычных народов. В этом словаре из всего многообразия лексики отобраны 6000 слов, понятные для всех тюрков. «Словарь тюркских наречий» - это трехтомное сочинение, содержащее информацию о наблюдениях над фонетикой, грамматикой и лексикой ряда тюркских народов, единственное в своем роде сочинение, донесшее до нашего времени бесценные лингвистические, этнографические, фольклорные, географические, исторические сведения о тюркских народах, проживающих в то время на территории Средней Азии. Единственный экземпляр труда «Диван лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари хранится в настоящее время в Национальной библиотеке в Стамбуле.
Демонстрация слайда №6
Следующий знаменитый ученый, историк - Мухаммед Хайдар Дулати, мырза  Мухаммед Хайдар бек Мухаммед Хусайн Курекан дуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 году в Кашмирском вилайете в Индустане).был хорошим знатоком истории Могулистана, Казахстана и Средней Азии. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского престола — Абу ар-Рашид султана. В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди»,  на персидском языке, опираясь на передававшиеся из поколения к поколение  рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди, Абдуразак Самарканди. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречъе и Восточном Дешт-и-Кыпчаке. Выдающийся историк является не только автором знаменитого и ценнейшего для истории Казахстана источника «Тарихи-Рашиди», но и автором дастана «Джаханнама», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей.
Демонстрация слайда №7
Широкое распространение идеи мира среди казахов связано с именем мудрейшего мыслителя, философа и путешественника XY века, ставшего легендарным Асана-Кайгы (XY в.), который на белой верблюдице в поисках «жерұйық» (сказочная страна, где люди живут счастливо) начинает путешествие. Объезжая казахские степи, очень горюет о страданиях и тяжелой жизни Казахского народа, думает об облегчении его участи, поэтому в народе он остался как Асан Горемычный (Печальный). Асан Кайгы был советником и влиятельным бием первых мятежных казахских султанов Джанибека и Керея. В своих философских размышлениях одобрял ханскую власть, стоял у истоков образования Казахского ханства, был заинтересован в укреплении обороноспособности государства, объединении разрозненных казахских племен и родов и создании централизованного государства.
Казахская философия средневекового Казахстана, была насыщена идеями национальной государственности. В XYIII веке получили широкое распространение в народе социально-философские воззрения на судьбу родной земли, государство, национальный вопрос и подрастающее поколение.
Демонстрация слайда №8
Представители общественной мысли XIX-XX вв. Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, их идеи и взгляды были направлены на рассмотрение проблем о земле, обучении грамоте людей, решении бедственного положения Казахского народа периода колониальной зависимости от царской России.
Демонстрация слайда №9
Известный казахский ученый, историк, этнограф, географ, просветитель Чокан Чингизович Валиханов (1835-1865 гг.) - принесший мировую славу Казахстану своим знаменитым трудом «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу Малой Бухарии», переведенной на английский язык в XIX в. и рядом других научных трудов. Чокан Валиханов занимался вопросами защиты прав людей, особенно представителей народов, входивших в состав Российской империи на положении колонии. Философские произведения ученого: «Записки о судебной реформе», «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи» и др. Огромен вклад ученого Ч.Ч. Валиханова  в науку и культуру Казахстана. С биографией, научными трудами, вкладом в науку, вы познакомитесь более основательно, изучая казахскую литературу, казахский язык, историю Казахстана и ряд других дисциплин.
Демонстрация слайда №10
Огромен интерес мировой общественности к личности Абая Кунанбаева (1845-1904 гг.) – выдающегося философа, гуманиста, поэта, мыслителя, который продолжал развивать и проповедовать философию благородства и гуманизма. Поэт не писал специально философско-этических произведений, не создавал философской системы, однако его стихотворения в прозе, так называемые  «Слова-назидания», во многом посвящены вопросам нравственности и человечности. Главной проблемой в философии Абая является проблема человека. «Человек человеку – друг, писал Абай в «Слове тридцать четвертом». – Зная, что жизнь коротка, стоит ли злословить, враждовать, завидовать друг другу. Это ничего не дает человеку», - заключает он свою мысль. «Будьте людьми», - завещал великий поэт потомкам, и это говорит о том, что Абай выше всего на свете ценил человечность.
Демонстрация слайда №11
Последователь великого поэта Абая, его племянник Шакарим (1858-1931 гг.), посвятил все свое творчество служению своему народу. Основная мысль его произведения «Три истины» вкратце передана в следующих строках:
Запечатлеть бы узорами труда
Искусство в мыслях наших,
Закипает жизнь, радуется душа
У мужей, ученья чести познавших.
Шакарим много размышлял о человеческом поведении. Он объясняет, что суть человечности – это принести пользу людям, творить добро. Для этого человек должен очиститься от собственных недостатков, жить с незапятнанной совестью, достойной подражания. По мысли автора, содержание совести человека составляют скромность, справедливость и доброта. Он писал: 
Настоящее счастье включает три вещи:
Чистый разум, безупречное слово, честный труд.
Если они объединяться, то человек
Счастлив и преодолеет все беды.
Казахская философия XIX – начала XX века представлена творчеством данных ученых, философов, которые в своих трудах поднимали вопросы, связанные с проблемами человека, его свободами и деятельностью. 
Общественная мысль первой четверти XX века ознаменовалось значительным ростом общественной мысли Казахстана. Проблемы поднимались лучшими представителями нации в переходный период от царского колониального гнета к тоталитарной власти, достигли уровня грамотно обоснованных, всеобъемлющих политических требований. Самую передовую часть национальной интеллигенции представляли: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, С.Торайгыров, М.Жумабаев, М.Чокай и др.
Выдающиеся представители национальной интеллигенции, руководители партии «Алаш»: А.Букейханов и А.Байтурсынов. 
Демонстрация слайда №12
Движение «Алаш», которое создал и возглавил Алихан Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельного степного бытия. А.Букейханов стал продолжателем политики хана Абылая и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории. В этом году мы отмечаем 140-ю годовщину со дня рождения выдающегося экономиста и общественного деятеля. Он прожил жизнь, в которой с лихвой хватало и радости побед, и горечи поражений. А.Букейханов не был бы сыном своего века, если избежал бы гибели. С победой советской власти и с утверждением большевистской идеологии имя Алихана Букейханова было предано забвению, а если и упоминалось, то с неизбежными эпитетами - «буржуазный», «контрреволюционный» и так далее. 
Ахмет Байтурсынов (1873-1938 гг.) был одним из лидеров партии «Алаш»,  первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принесут ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен,   подчеркивал, что судьба народа напрямую связана с его языком. Эти идеи он доказывал своими делами. Создал казахский алфавит и основу современной казахской грамматики. В своих трудах поднимал идеи свободы, национального освобождения и гражданского обустройства общества, боролся против колониальной политики царизма.
Демонстрация слайда №13
Многогранна, удивительно активна, деятельна жизнь Мыржакыпа Дулатова (1885-1935 гг.) выдающегося писателя, замечательного поэта, переводчика, журналиста, педагога и общественного деятеля, трагически оборвавшаяся в 1935 году. 
Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А.Букейханов, А.Байтурсынов,  М.Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению. В 1907 году М.Дулатов едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» («Молодёжи»), а также пишет статью «Біздін мақсатымыз» («Наша цель») для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.
Политическое кредо М.Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» («Проснись, казах!»). Первое издание - "Оян казак!", Мир-Якуб Дулатов, Уфа, Типография "Восточная печать" (Шарк) Т-ва "Каримов, Хусаинов и Ко".
Көзiндi аш, оян, қазақ, көтер басты,
Өткiзбей қараңғыда бекер жасты.
          Жер кеттi, дiн нашарлап, хал харам боп,
Қазағым, ендi жату жарамасты.
Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В 1910 году опубликовал роман «Бахытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), который является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины. М.Дулатов регулярно печатается в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотический сборник стихов «Азамат» («Гражданин»).
Летом 1917 года М. Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». 
Творчество М.Дулатова охватывает почти все стороны казахской действительности начала XX века, это как бы своеобразная панорама жизни казахов и в прошлом и настоящем. Выдающийся поэт, общественный деятель заслуги которого неизмеримы, имя и творчество которого было долго запрещено, был посмертно реабилитирован в 1988 году. 
Слайд №14
Я бы солнцем взошел над землей,
Озарив родные края!..
Пусть сияние жарких лучей
Обогреет сердца людей,-
так сказал о смысле жизни, о своей высокой мечте на заре поэтической юности Султанмахмут Торайгыров (1893-1920 гг.) - поэт, писатель и философ. На вопросы о человеке и смысле жизни, отвечал, что человек – детище Солнечной системы и земного шара, а не раб божий. Разум и мысли человека достаточны для раскрытия тайн природы. Один из основных вопросов этики С.Торайгырова – это влияние причинной необходимости на умение людей отвечать за свои действия. Смысл этого заключается в том, что какая бы историческая необходимость ни повлияла на людей, у них должна оставаться возможность действовать самостоятельно. Основой такой возможности он считает свободу воли. Отношения между человеком и окружающим миром должны сохранить свою естественную гармонию. 
С именем С.Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов – в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.
Частицей вечной, неистребимой, огненной материи ощущает себя лирический герой поэзии Торайгырова. Не случайно излюбленный образ поэта – образ огня, воспринимаемый им как символ тепла и света. Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как и Абай, целью своей жизни объявляет просвещение народа.
Султанмахмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место в истории национальной культуры. Он верил в грядущее торжество правды и поэтому так неутомимо стремился приблизить «солнечное утро».
Слайд №15
Эстетические и художественные взгляды Магжана Жумабаева (1893-1938 гг.) - писателя, общественного деятеля, формировались в годы общественной активности и противоборства – три русские революции, национально-патриотическое движение «Алаш», горячие споры о будущем Степи. Летом и зимой 1917 года, в Оренбурге принимает участие в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских съездах, как делегат от Акмолинской области. 
Целый мир в поэзии представляют философские, трагические размышления Магжана: «Мысли», «Звездам», «Болезнь», «Красавица в трауре», «Была ночь». Наиболее полным прижизненным изданием Магжана Жумабаева является сборник «Песни Магжана» (1923). Достойное место в поэтическом мире Магжана занимает философская, гражданская и пейзажная лирика. Центральным в поэзии Магжана Жумабаева является образы степи и родного народа, народа высоких духовно-нравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть души поэта.
Выдающийся поэт был безвинно репрессирован, и в 1938 году расстрелян, успев оставить для потомков свои замечательные произведения наполненными духом любви к народу и родной земле.
Слайд №16
Мустафа Чокай (1890-1941 гг.) – общественный деятель, который основной своей целью ставил возрождение великого Туркестана. Его философские мысли по проблемам общественного строя нашли свое отражение в труде «Отрывки из воспоминаний 1917 года». С точки зрения морали и философии, по его утверждению не бывает хорошего или плохого народа. Говоря об общности тюркского происхождения народов Средней Азии, М.Чокай преследовал цель их объединения.
Казахская национальная интеллигенция начала XX века внесла огромный вклад в общественную мысль и государственное развитие Казахстана. Достижения общественной мысли Казахского народа нашли отражение в принятой программе партии «Алаш».  По гуманистическо-демократическим позициям, постановке национально-государственных проблем и их решению представители национальной интеллигенции оказались в рядах прогрессивных сил общества того периода. 
Представители казахской национальной философии представлены далеко не полно в изучении нашего учебного материала. Их творчество и деятельность,  а так же вклад в науку требует дальнейшего и более подробного изучения, что представляет огромный интерес для науки и культуры Казахстана.
 
Самостоятельная работа.
Преподаватель информатики:
Повторение ранее изученных выражений по теме и принципа работы программы Word в режиме “учитель-ученик”.
На предыдущих уроках мы учились с вами набирать текст, а затем его редактировать и форматировать в программе WORD. Сегодня вы должны применить полученные вами знания при выполнении практической работы  в текстовом редакторе по изученной новой теме по предмету «Обществознания». Давайте вспомним основной принцип работы текстового редактора. Ответьте на мои вопросы:
1. Что значит “отредактировать текст”? (Исправить ошибки в тексте и удалить из текста лишние слова и предложения.)
2. Что надо сделать, чтобы исправить ошибку, допущенную в тексте? (Поставить курсор за символом, который является ошибкой и воспользоваться клавишей Васkspace.)
3. Что надо сделать, чтобы удалить предложение или целый фрагмент из текста? (Выделить предложение или фрагмент текста и воспользоваться клавишей Васkspace.)
4. Сколькими способами и какими можно выделить текст? (Двумя: с помощью “мыши” или сочетания клавиш shift + клавиши управления курсором.)
5. Какими панелями надо воспользоваться, чтобы видоизменить текст? (Стандартной панелью и панелью форматирования, а также линейкой). 
6. Что входит в понятие форматирования? (Видоизменение текста: размер шрифта, тип шрифта, цвет текста, расположение текста на листе, установление абзаца и т. д.)
7. Что необходимо сделать перед тем, как форматировать текст? (Выделить весь текст или часть текста, которую форматируем.)
 
Дети рассаживаются за компьютеры и приступают к самостоятельной работе. Для подсказки используют бланк-помощник (Приложение №1). Преподаватель контролирует работу учеников.
При наборе текста выполняем следующие указания:
1. На рабочем столе  откройте ранее созданный документ «Казахская национальная философия».
2. Установите межстрочное расстояние в тексте, равное 3 пунктам.
3. Текст набрать используя шрифт текста – 14 пт, Гарнитура шрифта - Bookman Old Style, Полужирный, расположить текст по ширине листа.
4. Выберите цвет для каждой строки таблицы в заданиях № 2,3.
Задание№1
Дополните вместо многоточия инициалы ученых и философов Казахстана:
1. Чокан …
2  ...Баласугуни
3. Абай ... 
4. ... Кашгари
5. Магжан …
6. … Дулати
7. Шакарим…
8. …Торайгыров
 
Задание № 2
 Укажите, к какому периоду времени относятся общественная деятельность ученых, труды, исследования, произведения, которые  представляют огромную ценность для науки и культуры Казахстана:
Средневековый Казахстан Казахская философия XIX- начала XX века Казахская национальная интеллигенция начала XX века
 
 
1. «Кутадгу билик» (Юсуф Баласагуни)
2. «Оян казак!», «Азамат» (М.Дулатов)
3. «Диван лугат ат-тюрк» (М.Кашгари)
4. «Тарихи Рашиди» (М.Х. Дулати)
5. «Песни Магжана», «Мысли» (М.Жумабаев)
6. «Слова назидания» (Абай)
7. «Программа партии Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов)
8. «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» (Ч.Валиханов)
9. «Три истины» (Шакарим)
10. «Пути достижения счастья», «О взглядах жителей добродетельного города» (Аль-Фараби)
11. «Отрывки из воспоминаний 1917 года» (М.Чокай)
 
Задание№ 3
Разместите в ячейках  правильно труды ученых, философов.
 
Ч.Валиханов
Ю.Баласагуни
А.Кунанбаев
М.Кашгари
М.Хайдар Дулати
Ш.Кудайбердиев
 
1. «Слова назидания» 
2. «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов».
3. «Тарихи Рашиди»
4. «Три истины»
5. «Кутадгу билик»
6. «Диван лугат ат-тюрк»
 
Закрепление изученного материала. 
Преподаватель обществознания:
(Опираясь на самостоятельную работу студентов, преподаватель обществознания методом «Учитель-Ученик»,  проводит закрепление изученного материла.)
1.Так что же такое свободолюбие, государственность, общественная мысль?
2.Сохранились ли научные труды философов средневекового Казахстана и общественных деятелей начала XX века?
3.Какие из научных произведений представляют огромную ценность для философской мысли Казахстана?
Итоги занятия подводятся через диаграмму Венна:
Оценки за урок
Домашнее задание:
1. Изучить §17-18. Человек и общество. Учебник для 11 кл. / М.Сабит, М.Изотов, А.Нысанбаев, К.Кажымурат и др. А., 2008.
2. Повторить основные элементы окна MS Word. «Курс компьютерной технологии» т.1. стр.: 48

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Культура Казахстана в первой половине 19 века.
Культура, образование и литература Казахстана во второй половине 19 века. Влияние русской демократической культуры на культуру Казахстана.
Тема: Мой Казахстан - моя земля.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Культура Казахстана в 11-13вв
История народов Казахстана
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
История становления и развития Казахстана
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 8286 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык