Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Лексикология и фразеология


Лексикология и фразеология

Тема: Лексикология и фразеология

Образовательная: Повторение сведений о лексике; расширение и углубление знаний о синонимах; расширение и углубление знаний об антонимах; формирование понятия об амонимах; формирование знаний о фразеологизмах.
Развивающая: Формирование различных видов речевой деятельности; употребление синонимов, антонимов, омонимов,фразеологизмов в своей речи; Формирование умений составлять синонимические ряды, антонимические пары.
Воспитательная: Развитие диалогической и монологической речи по учебному материалу.
Тип: Объяснение нового материала.
Метод: Наглядно-иллюстративный.
Оборудование: Опорная схема №1
 
Ход урока.
І.Организационный момент.
ІІ. Постановка цели урока.
ІІІ. Проверка знаний, умений, навыков по разделу “Лексикология”.
IV. Объяснение нового материала.
- какие слова называем синонимами?
- На примерах составляем синонимические ряды.
- Какие слова называем антонимами?
- На примерах составляем антонимические пары.
- Какие слова называем омонимами?
- Приводим примеры употребления омонимов в предложении.
- Устойчивые сочетания слов.
- Употребление фразеологизмов в предложениях.
V. Проверка понимания учащимися нового материала.
- Индивидуальный опрос.
- Выполнение упражнений №1,2,4,5,6. /каждая группа выполняет свое задание/.
VI. Выступление одного сильного и слабого учащихся по опорной схеме№1.
VII. Д/з: стр. 15 упр.4, стр.27 упр.3, стр.29 упр.1, стр.33 упр. 2.
 
Опорный конспект  №1
I. Синонимы – слова, различные по звучанию, но одинаковые или  
                           близкие  по лексическому значению. 
        Н а п р и м е р: луна, месяц.
                     Светит молодой месяц. На небе полная луна.
II. Группы синонимов обычно образуются из слов одной и той же части речи. Такие группы синонимов называются синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным.
        Н а п р и м е р: храбрый, смелый, мужественный; 
  хорошо, отлично, прекрасно.
III. Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.
  Н а п р и м е р: правда – ложь, вверх – вниз.
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной и той же части речи.
                                             Сущ.                  Сущ.          Сущ.         Сущ.        Прил.                Прил.
Н а п р и м е р: великан – карлик, друг – недруг, родная – чужая.
Пара антонимов может вкючать слова с разными корнями:
 
День- ночь, никогда – всегда
- слова с одним корнем: приехать – уехать.
IV. Омонимы-это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно    
                     различные по лексическому значению.
- следует различать многозначные слова и омонимы.
В многозначных словах значения связаны между собой.
Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего.
Н а п р и м е р:  ключ – предмет для отпирания и запирания замка;
                           ключ – музыкальный знак;
  ключ – родник.
V. Фразеология. Фразеологизмы.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по   
                                 лексическому  значению одному слову.
 
Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным.
С р а в н и т е: на краю света (земли) – далеко; 
                         зарубить на носу – запомнить.
 
Раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы называется фразеологией. 
Фразеологизм, как и слово может иметь синонимы и антонимы. 
Н а п р и м е р: два сапога пара, одного поле ягоды(один другого не             
                          лучше) – это синонимы;
                         Заварить кашу – расхлёбывать кашу, засучив рукава –       
                         спустя рукава.
Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
 
Н а п р и м е р: Ребята работали  засучив рукава.
 
 
2 урок.   
Синонимы. Синонимичные пары. Антонимы.
Антонимичные пары.
 
3 уровень.
 
К данным словам подберите синонимы, используя материал для справок (1).
Назовите общее число  слов-синонимов в составленныхвами рядах синонимов, используя материал для справок (2).
 
Белый, вежливый, ветхий, гармоничный.
Для сптравок: 
1) учтивый, благозвучный, белоснежный, обветшалый, молочный, мелодичный, обветшавший, корректный, дряхлый, снежный, музыкальный, предупредительный;
2) имеющий белый цвет; соблюдающий правила приличия; потерявший прочность; приятный для слуха; звучащий согласно и стройно.
 
2 уровень. 
 
Спишите, выбирая из скобок синоним, более точно отвечающий смыслу предложения.
 
Со всех сторон Антрактиду ( окружает , опоясывает) бескрайний океан. К югу от полярного круга( лежит, покоится) безжизненная ледяная пустыня. Но в (узкой, тесной) прибрежной полосе появляется жизнь. За (короткое, краткосрочное) двухмесячное лето, обращенные к солнцу склоны скал успевают покрыться густым ворсом желтых, зеленых, коричневых мхов и лишайников. Воды прибрежных озер расцветают радугой( ярких, интенсивных ) водорослей. Побережье Антарктиды населяют только птицы и ластоногие, зато по количеству с ними не могут ( соперничать, состязаться) обитатели средней полосы и даже тропики.
 
1 уровень.
 
Назовите разные значения слова старый и подберите синонимы, учитывая эти значения. Пр
3 уровень.
Ниже даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Назовите общее значение слов-синонимов каждого ряда.
Всадник, страна, метель, темнота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга
2 уровень.
 
Прочитайте текст, найдите в нем синонимы.
 
Когда абрикосовое дерево расцвело, оно стало удивительно праздничным. Все его веточки , унизанные многочисленными розово-белыми цветами, выглядели невесомыми, воздушными. Подуй ветер и не станет нарядного дерева: сорвет и унесет он его весенний наряд за тридевять земель как скрывает и уносит белые шары одуванчиков.
  Вскоре цветы дали завязь. Это были крошечные абрикосики, на вкус горьковато-кислые. Завязь облепила все веточки, отчего отяжелело дерево.
  Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце и сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Среди зелени золотом отсвечивали бесчисленные плоды.
 
1 уровень.
 
Используя синонимы, данные в предложениях, составьте синонимический ряд со значением «сильно нагретый, очень теплый».
 
  Горячий летний день. Река точно застыла. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигавшейся грозы. Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льется жгучая струя. Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами.
 
Опишите июльский день, употребляя эти синонимы.
 
4 урок.            
Тема: Фразеология и фразеологизмы.
 
3 уровень.
 
Замените фразеологизмами выделенные обстоятельства, выраженные отдельными словами.
   Время каникул уже близко. В конце нужно рассказать что-нибудь веселое. Он начал разговор сразу. Обо всем нужно рассказать откровенно. Мы шли наугад.
 
Для справок: с места в карьер, не за горами, наобум  лазаря, под занавес, с открытой душой.
 
 
2 уровень. 
 
В каких фразеологизмах ошибочно заменены слова? Какие слова в них всегда употребляются?
 
Работу нужно было сделать в пожарном порядке. Человек этот был семи пядей в плечах. Народу было как песка морского. Он был упрямым хоть палку на голове теши.С тех пор много воды утекло. Ребята пожелали ему ни пуха ни костей. 
 
 
 
1 уровень.
 
Вставьте слова , всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
 
Душа в пятки …; Без … в голове; Семи пядей во …; и в ус …; хоть шагом …; как сыр в масле …; мерить на свой …; за тридевять … .
3 уровень.
 
Подберите к приведенным фразеологизмам антонимы.
 
Повернуться лицом, единым духом, войти в строй, потерять сознание, впасть в отчаяние, черепашьим шагом.
 
Для справок: через час по чайной ложке, воспрянуть духом, выйти из строя, прийти в сознание, семимильными шагами, повернуться спиной.
 
2 уровень.
 
Замените выделенные слова фразеологизмами. Близки ли по своему значению фразеологизмы, данные для замены? Любым из них можно воспользоваться в каждом случае или нет?
 
- Чем же мы накормим собачку? Да, уж как-нибудь, ей корма нужно мало. Вырос он большой, а ума мало. Речку нашу вы  легко перейдете вброд: воды в ней мало.
 
Для справок: с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.
 
Народу собралось много. Приятелей у меня завелось много. У него, говорили, марок много.
 
Для справок: куры не клюют, хоть пруд пруди, тьма-тьмущая.
 
 
 
1 уровень.
 
Составьте предложения с приведенными ниже фразеологизмами-синонимами. Проверьте, допускают ли они взаимную замену в предложениях.
 
В незапамятные времена,  при царе Горохе. Ни в коем случае,  ни под каким видом.   
 
Урок 6. 
Обучающая игра «Снежный ком».
 
1 тур.
 
Задание.
Докажите что слова опять, обратно не синонимы. Подберите синонимы к каждому из них и придумайте с ними предложения.
 
2 тур.
 
Расскажите о двух учениках, которые резко отличаются по внешности, характеру, вкусам, привычкам, поведению.
 
 
3 тур.
 
Найдите в тексте синонимы, имеющие значение «небольшой по размерам». Выпишите их учитывая степень возрастания признака.
 
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. Мы очень любим ландыши. Их белые чистые цветы, похожие на крохотные фарфоровые колокольчики, так тонко пахнут! Они вынимали горшок и братски делили микроскопическое количество каши.
 
 
4 тур.
 
Выберите из слов, данных в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке здесь идет речь?
 
(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает(кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть(Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники). 
Модуль 2
Морфология. Имя числительное.
Содержание модуля. Кол-во часов. Форма и содержание уроков. Кол-во минут.
Вводная часть. 1-2 уроки. А)Знакомство учащихся со всей структурой учебного модуля.
Б)Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.
В)Объяснение темы учителем на основе схемы-конспекта. Имя числительное. Простые и составные числительные. Склонение числительных.
Г)Выполнение заданий в группах.
Д)Д/з. 6
ащиеся должны знать:
 
1. Имя числительное как часть речи.
 
2.  Падежные формы числительных.
 
3.  Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 500 до 900.
 
     4.   Синтаксическая функция числительных в предложении.
Учащиеся должны уметь:
1. давать общую характеристику числительного как части речи.
2. различать простые и составные числительные.
3.  склонять количественные и порядковые числительные.
4. использовать различные падежные формы числительных в своей речи.
ІІІ. Склонение числительных.
Существительные 3 склонения Числительные от 5 до 30
И. Тетрадь
Р. тетради
Д. Тетради
В.тетрадь
Т. тетрадью
П.тетради Тридцать
Тридцати
Тридцати
Тридцать
Тридцатью
тридцати
От 50 до 80 От 500 до 900 200,300,400.
И.пятьдесят
Р.пятидесяти
Д.пятидесяти
В.пятьдесят
Т.пятьюдесятью
П.о пятидесяти Пятьсот
Пятисот
Пятистам
Пятьсот
Пятьюстами
О пятистах. Триста
Трехсот
Тремстам
Триста
Тремястами
О трехстах
 
IV. Правописание числительных.
      От 5 до 20,30 – ь- /в конце/
      От 50 – ь  -  до 80
           /в середине/
       От 500 –ь-  до 900
 
V. Синтаксическая функция числительных.
 
Количественные – любым членом предложения.
  Кол.ч. + сущ.
Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.
 
Порядковые числительные – определение, сказуемое.
 Поряд. Ч.
Второй дом от угла – музыкальная школа.
 
Я  первый, ты второй.
 
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
1. Определите часть речи, укажите морфологические признаки.
 1вариант.                                                        2 вариант.                          
 Тройка мчится, тройка скачет.       Жили два друга в нашем полку. 
  Пять дней длился снегопад.           Смеялся и пел второй.
 
2. Запишите под диктовку.
Возьми письмо, четырьмя кочками, седьмой десяток, восемьсот каменщиков, пятьдесят суток.                                                                         
 
3. Поставьте в Р., Д., П. падежах числительные.
11, 18, 200, 600, 465 конвертов.                     12, 19, 60,  800, 758 кастрюль.
 
4. Запишите словами.
85+23,  5,2 +4,6.                                               54-42,  63+38.
 
5.Запишите числительные вместе с существительными в указанных падежах.
Двое мотоциклистов.                                      Семеро козлят. (Р., Д.п.)
(Т., П. п.)                      
 
6. Поставьте слова, данные в скобках, в нужном падеже.
                  
Держать (оба, обе) руками.                                  Приложить к (оба, обе ) ушам.
 
 
7.Составьте словосочетания, и используя в них количественные и порядковые числительные в родительном падеже.
  1830(килограмм)                                                  738 (грамм)
  78 (яблок)                                                              18 (помидоров)
   444 (центнера)                                                     36 000 000 (километров).

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Синонимы
Имя числительное. Классификация имён числительных.
Фразеологизмы
Лексика и фразеология
Тестовые задания по теме «Имя числительное»
Имя числительное
Антонимы
Тестирование по основным разделам русского языка
Лидер класса
Фразеологизмы.
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3196 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык