Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Синонимы



Синонимы

Цель : 1. Формирование знаний о синонимах  и синонимических рядах; способствовать  прочному усвоению изучаемого материала на основе выполнение разнообразных видов задании; совершенствование речевых умении и навыков в письме, чтении, слушании, говорении.

  1. Развитие навыков связаной речи, памяти; способствовать развитию мышлении, творческих способностей; развивать умение видеть и выделять из текста синонимы, составлять связанный рассказ на лингвистическую тему, совершенствовать и уточнять знания, умения и навыки по теме.

3.Воспитывать любовь к  Родине, к родному краю.

Тип урока: формирование  новых знании, умений и навыков.

Методы: словесный, наглядно – иллюстриативный, частично-поисковый, практический

Формы познавательной активности учащихся: групповая, индивидуальная

                                                      Основная  часть урока

 

Содержание этапов урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

1

Мотивационный этап

 

Эмоциональный настрой.

У каждого человека есть свой маленький уголок –деревня,улица,дом,где он родился.

Это его маленькая родина.

 

Самостоятельная работа

 

 (стихи о своем крае читают подготовленные ученики)

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задания в группах .

Составить предложения с синонимами:Отчизна,Родина,Отечество.

2

Актуализация  знаний

1.Предлагает  посмотреть репортаж о истории основания села Теректы.

 

 

2.Какие синонимы использовали? Какой части речи относятся?
 

 

 

 

 

 

2.Диалоговое общение.

Учащиеся дают информацию о замечательных людях села.

(подготовленные ученики.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап  изучения нового  материала.

 

 

Мудрые аксакалы  вручают вам ключи к успеху и предлагают выполнить задания  по карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информацию о Тубеке(отделение совхоза им.Вильямса)предоставят учащиеся первой группы.

Вторая группа – оКуленсае(отделение совхоза им.Вильямса)

(после обсуждения предлагаю выполнить задание)

 

 

 

 

 

 

Жители отд.Тубек, отд.Куленсай подготовили вам задание.

Отделение Куленсай предлагает составить предложение на тему «Мой аул», используя  данные словосочетания.

 

Отд. Тубек предлагает составить предложения на тему  «Тубек», используя данные фразеологизмы

 

 

1.Задание «Ключ к успеху»

Вставить нужные слова (опираясь на учебник)

Синоним(от греч.synoymos)- слова....части речи, которые обозначают... и тоже,но отличаются друг от друга оттенками ....значения.

Синонимы составляют ряд слов,который

называется... рядом.Один из синонимов является основным........

 

2Читают и запоминают определение синонимов,что такое синонимический ряд.

 

Подготовленные ученики рассказывают о отд.Тубек и Куленсай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители групп выбирают задания,данные на листках, прикрепленные на карте местности  около каждого населенного пункта .

 

  Одна группа составляет словосочетания

 

Мирный                 характер

тихий                            труд

спокойный                поле

 

 

 

 

вторая группа подбирает к следующим

фразеологизмам слова-синонимы: засучив рукава,много воды утекло,мастер на все руки.

4

Этап обобщения и систематизации  знаний

Организация деятельности  учащихся по повторению  изученного материала.

Ознакомление со словорями синонимов  русского языка,с понятием синонимический ряд

 

 

На таблице пять синонимических рядов: 1. лодка,ладья,челн.

2.Обрыв, круча, яр.

3.Половодье,разлив.

4..Туман, мгла, пар.

5.Медведь, мишка,косолапый. 

Иллюстрир. учебным рисунком.

Что такое лодка, каждый знает ; ладью дети представляют по сказкам челн тоже лодка, но особая:легкая,выдолбленная из цельного куска дерева

 

 

 

 

Весна брала свое,отступали снега, уходили талые  воды пробуждалась земля,давая жизнь яркому многоцветию степных трав .

Творческая работа «Весна колхоза Тубек»

(на слайде представлен текст.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно объездить весь мир,но то что впервые открывается глазам –это мир нашей Родины.И небо, и  цветы, и утро нового дня-все приналежит родной земле.

Лингвистический эксперимент.

На доске написана строфа из стихотворенияГ.Граубина «В утреннем лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое списывание.

Для каждого человека дорог тот уголок ,где он родился и рос, набирался знаний о мире ,где «до боли сердечной»полюбил эту «обыкновенную землю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый ряд синонимов иллюстрируется учебными рисунками.

Лодка, ладья,челн.

Вывод:синонимы различаются оттенками значении

По стилистическим пометам к словам последнего ряда сделайте второй вывод.Медведь,мишка(разгов) косолапый(разгов).

Вывод:синонимы различаются сферой употребления в речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.Задание: в каждой паре предложении заменить второе сцепляющее существительное его лексическим синонимом;понаблюдать как от этого улучшится текст.

1.Тропинка привела нас к обрыву . Под обрывом  шумела река. 2.Начался разлив. Разлив- тяжелое время года для зверей и птиц, живущих на речных островах. 3.Я оттолкнул веслом челнок от берега . Челнок плавно скользнул по воде. 4.С поля медленно поднимался туман .Белый туман застилал все доступное для глаз.

Вывод:Нужно подбирать синонимы для того,чтобы в каждом  случае находить наиболее удачные слова и выражения и не повторять одни и те же  слова в своем рассказе.

 

 

 

 

 

4.Задание.Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная его синонимом зеленая.Как от этого изменяется текст ?

От сырости ежится цапля,

Нахохлились кряквы тихи.

Дрожит изумрудная цапля

В зеленой ладошке ольхи.

 

Вывод из наблюдений: синонимы передают тоньчайшие оттенки в характеристике предметов,их  признаков действии и благодаря этому  позволяют выразить мысль наиболее точно.

 

 

5.Творческое  списывание

5.Задание.поставить на месте черточек подходящие по смыслу синонимы.

1Лошадь старая разбитая ....вся в мыле,стояла как вкопанная . 2.Ах ты , конь мой ,конь,........добрая. 3.У парадной двери стоит швейцар Марк,старый  и ........,одетый в изъеденный молью ливрею.4. Одет он был в довольно ..........старенький пальтишко. 

Слова для справок: ветхий,дряхлый, лошадь, кляча.

Вывод: так как синонимы обозначают одно и тоже ,но по-разному ,при употребленииих в речи необходимо учитывать смысловую сочетаемость каждого из синонимов.

   

Связный рассказ на лингвистическую тему «Синонимы».

 

 

6.Составляют связный рассказ на лингвистическую тему. «Синонимы»

   

Родина не начинается раз и навсегда чем-то одним . Понятие Родины постоянно ширится и углубляется.Изо дня  в день ты заново открываешь для себя Родину.

7.«Авторский стул»-ученики выбирают в группе самые лучшие мини-сочинения о родном крае и предлагают послушать.

5

Этап информации о домашнем задании

Составить небольшой рассказ на тему «В  лагере «Березка»».

По возможности используйте следующие синонимические ряды: отправляться,ехать; уходить,выходить; набирать, подбирать; весело, радостно;петь,распевать; быть,находиться; вернуться,возвратиться.

 

(раздает карточки)

Устранение выявленных затруднений совместно с учителем

6

Этап подведения итогов учебного занятия

Материнские руки, домашнее тепло,первые книжки,сказки и песни ,дом и улица,лес и трава,облака в небе-все это делает человека богатым : ему принадлежит огромный сложный мир .Родина-это не только окружающая природа,люди, но и история.

В какой –то день и час человек узнает о будущем Родины,постигает меру своей ответственности перед ней

Будущее Родины в ваших руках.Помните об этом , ребята!

 

 

Оценивает работу групп и учащихся.

 
       

7

Этап рефлексии

Организовать  рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

1.Какое значение имеют для вас знания и умения, ,полученные на данном  уроке ?

2.Как вы оцениваете свои результаты деятельности.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

 


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Однокоренные слова
Наш ата. Двойные согласные.
Окончание
Фразеологизмы
Лексика и фразеология
Лексикология и фразеология
Типы речи. Повествование как тип монологической речи
Имя прилагательное
Язык мой- друг мой. Общие сведения о русском языке.
Фразеологизмы.
Бөлім: Уроки / русский язык | Көрсетілім: 4567 | Қосты: Нургалиева Ботагоз Туралиевна | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык