Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Снежный ком


Снежный ком

Снежный ком

I. Тур. 
Составьте план-конспект “Наклонение глаголов”:
II. Тур.
Рассмотрите опорную таблицу. Что в ней отражено? По инфинитиву (н.ф.), определите спряжение  глаголов с безударным личным окончанием.
Образец: думать (1 спр.)- он думает, они думают.
Находить, позволить, позволять дышать, зависеть, гнать, разогнать, смотреть, высмотреть, бороться, мыться, колоть, клеить, спросить, трудиться.
  
ІІ спряжение
Глаголы на –ить (кроме брить,стелить) 7 глаголов на –еть: видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть,терпеть,зависеть 4 глагола на –ать: слышать,дышать, держать, гнать.
 
 
III. Тур.
Продолжите начатый рассказ, озаглавьте  его. Употребите глаголы в форме 2л. ед.ч. Обозначьте окончания и укажите спряжение глагола.
    Когда выпадет первый снег, ты, конечно, не утерпишь и тут же станешь на лыжи…    
Карточка-1                                                                  
 
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
2. Как изменяется глагол  хотеть в ед. ч. наст. вр., во множ.ч.
3. Поставьте глаголы в нужной форме и перепишите. Определите                       грамматическое значение глагола.
“Чего ты(хотеть) от меня?-нахмурясь, голова вскричала. 
 Вы отдохнуть (хотеть)?
 Солнце  так и (жечь).
 (Зажечь) огни, нальем бокалы.    (П).
 
 
 
      Карточка-2                                                                  
 
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению. Назовите их.
2. По образцу проспрягайте устно данные глаголы.
Решать, решаться, решить, решиться.
    
3. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст. вр. и прош.вр. Сделайте морф.разбор выделенного глагола.
Сосны вершинами (махать) приветно.(Н.) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхать) от ветра. Река (замерзнуть). Шахматист (отвергнуть) предложение соперника согласиться на ничью.
 
 
Карточка-3                                                            
 
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спряжению? Какие к І спр.? Назовите их.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение.
3. Пообразцам  проспрягайте устно данные глаголы.
Приготовлять, приготовляться, приготовить,приготовиться.
 
 
 
Карточка-4              
                                            
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр., какие к І спр.? Назовите их.
2. Как образуются глаголы повелительного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2,3 предложение. 
3. От следующих глаголов образуйте  3-е лицо ед.ч. наст.вр. Подчеркните чередующиеся согласные.
Махать-машут, колыхать- , плакать-плачет, клокотать- , кликать- , плескать-плещет, полоскать- ,хлестать- , сыпать-сыплет, щипать- , трепать- , дремать- .
 
 
Карточка-5
 
1. От глаголов победить,убедить, затмить, дерзить, очутиться 1-лицо не употребляется. Перепишите, заменяя такие глаголы, данные в скопках, близкие по значению описательными формами (в 1-м лице,наст. или буд.вр.)
О р а з е ц:    Я (победить) своего противника.-Я хочу,          обязательно победить своего противника. (или: Я постараюсь победить…; или: Я надеюсь победить…и.т.д.)
1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры.
 
 
 
Карточка-6
 
1. Перепишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица мн.ч.,наст. буд.простого вр.. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжения, обозначьте личные окончания.
Бросать-бросают (несов.в., І.) –бросить-бросят (сов.в.,ІІ.)
Обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать.
2. Как образуется повелительное наклонение глаголов. Приведите примеры.
 
 
3. Укажите неопределенную форму каждого глагола с пропущенными буквами и его спряжение.
В лицо мне дыш…т свежая трава. А во ржи дорога стел…тся. Ветер вдаль меня влеч…т, звонко песнь мою разнос…т.
 
 
 
Карточка-7
 
1. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте с приведенными примерами 2 предложения.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обясните правописание. 
Если выда…ся теплый денек, уедем за город. Наша поездка, возможно, уда…ся. Ему не уда…ся осуществить этот план.
3. Перепишите, втавляя пропущенные буквы в формах буд.вр. и повелительного наклонения глаголов. 
1) Вышл…те нужные мне книги заказной бандеролью. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно.      
2) Вытр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.
 
Карточка-8
 
1. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. и к І спр.? Назовите их.
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в формах будущего времени и повелительного наклонения глаголов.
Хотя здесь шумно, но если вы крикн…те, я вас услышу. Крикн…те только погромче. Вы на второе полугодие выпиш…те те же газеты? Выпиш…те, пожалуйста, и для меня.
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения. Приведите примеры. Составьте 2,3 предложения.
 
 
 
Карточка-9
 
1. Перепишите. Подчеркните глаголы прош.вр. одной, настоящее двумя чертами.
1.Лед та…т. Снег раста…л. 2. В небе ре…т орел. Он далеко вид…т кругом. Вот увид…л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3. На улице громко ла..т собаченка. Она пола…ла, пола..ла и замолчала.
2. Как образуются глаголы сослагательного наклонения.     Приведите примеры. Составьте 2 предложения. 
3. Перепишите, заменяя выделенные сущ. однокоренными глаголами, ставя зависимые слова в нужной форме. При затруднении проверьте по орфографическому словарю. 
     Проподедь новых взглядов, реферат статьи, пропаганда юридических знаний, стабилизация положения, чувство удовлетворения, доклад о работе комиссии, участие в субботнике.
 
 
Карточка-10    
         
1. Какие глаголы относятся ко ІІ спр.? Назовите их.
2. Перепишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящих по смыслу (при этом глаголы ставьте в прошедшем вр.).
1. Он широко … и подпрыгивал. Стелковый батальон, готовясь к параду, … на площади (маршировать, шагать).
2. Обстановка дома вполне … с его обитателями. Полученное ранее известие … действительности           ( гармонировать, соответствовать).
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите примеры. Составьте 2 предложения.
 
 
 
 
 
 
 
    Карточка-11
 
1. Прочитайте текст. Найдите глаголы в сослагательном наклонении. Расскажите, какое значение вносит частица бы. 
Мой друг говорит:” А знаешь, я бы, наверное, тоже сумел бы …” Это когда речь заходит о людях, которые действительно кое-что совершили в жизни.Но “бы” ведь не считается. Или сделал, или не сделал. Середины нет.
2. Спишите, раскрывая скобки . Глаголы ставьте в повелительном наклонении во мн.числе.
(Приготовиться) писать текст под диктовку. Для этого (взять) и (прочитать) его. (Быть) внимательны! (Не пропускать) ни одного слова! (Разобрать) все орфограммы. (Не забыть) объяснить все пунктограммы! Затем (попросить) кого-нибудь продиктовать текст.       Проверить) себя по книге.
3. Как образуются глаголы сослагательного наклонения? Приведите  
      примеры. Если сможете составьте предложение.
 
 
Карточка-12
 
1. Как образуются глаголы сослагательного наклонения?  Приведите примеры. Составьте предложение.
2. Прочитайте и определите наклонение глаголов по их значению в предложении.                                                                                                                
1.Крикните погромче. Если вы крикните погромче , то вас услышат. 2. Выделите через калитку. Когда выдете, поверните направо. 3.Перед тем, как ложиться спать, выгоните всех мух. Когда выгоните, закройте окно. 4. Вытрите ноги. Вытрите- проходите.
3. Какие глаголы мы относим ко ІІ спр. (к І спр.)?  
 
 
Карточка-13
 
1. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы сослагательного наклонения. Подберите синонимы к глаголу торопиться, расположив их по степениусиления действия.
Я помчался к тотуару, размахивая потфелем. И вскоре очутился на той самой дороге, по которой мог (бы) идти зажмурившись если (бы) в моем городе по тротуарам не спешили пешеходы, по мостовой (не) мчались автомобили и троллейбусы и на каждом углу (не) подмигивали (бы) разноцветными глазами светофоры.
2. Что такое спряжение? Какие глаголы мы относим ко ІІ спр.? к І спр.?
3. Обозначьте спряжение глаголов и образуйте 2-е лицо мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений.
Принесите, остановить, писать, выбрать, прыгнуть, просохнуть, выдохнуть.
Карочка-14
 
1. Что такое спряжение? Какие глаголы относятся ко ІІ спр.?
2. Запишите, определяя наклонение глаголов по их значению в предложении и вставляя пропушенные буквы.
Выпиш…те глаголы. Когда выпиш…те, объясните их правописание. Оттолкнитесь посильнее и прыгн…те подальше. Если удачно прыгн…те, не упадете.Если вы вылет…те пораньше, успеете на ярмарку. –Вылет..те пораньше!  -Вы вымокли! Высохн…те хорошенько и высуш..те одежду. Когда высохн..те- приходите.
3. От данных глаголов образуйте форму сослагательного наклонения,  с выделенными глаголами составьте  предложение.  
Создать, встречаться, писать, убедиться, читать, восторгаться, возникнуть, говорить, сделать, преодолеть.
Карточка 15.
1. Преобразуйте предложения, образуя форму сослагательного наклонения выделенных глаголов.
         Образец: Погода была хорошая и мы пошли купаться на речку.- Если бы погода была хороша, мы пошли бы на речку купаться.
 
Уменя было время и я зашел к друзьям. Он пришел вовремя и застал меня дома. Ты внимательно слушал объяснение и хорошо понял это правило. Ты послушался моего совета и не допустил ошибок.
2. Спишите казахские поговорки и пословицы, ставя глаголы данные в скобках, в ед. ч. повелительного наклонения. Определите спряжение глаголов.
Творя добро, /делать/ до конца. Не/касаться/ котла- сажа пристанет. Утолив жажду, /благодарить/ того, ктоколодец вырыл.
3. Спишите определите наклонение глаголов. Составьте с выделенными словами предложения.
Говорить, рисовать, разучить, поиграть, видеть, начинать, прокатиться, выиграть, убирать, звонить, получать, пригласить, подружиться, прибежать.
Опорная схема №7
а) признак  действия – бежать быстро
б) признак предмета – яйцо всмятку
в) признак признака – очень далеко
II. Образование наречий.
            Прил.
а) медленный           медленно , тихий            тихо.
                                 Сущ.
б) крыша дома           приезд домой , теплый вечер           вечером холодно.
           глагол
в) плавать           вплавь, мелькать            мельком
         числ.
г) два           вдвоём, три          трижды
        местоим.
д) мой           по - моему, по чему          почему            
ІІІ.  Синтаксические признаки наречий: 
                                                                   Наречие                                             наречие
Звёзды (как?) приветливо, (как?) дружески мигают с небес. 
 
 
ІV. Правописание наречий
 
 
а)     из издавна б) дефис между частями слова:
до досыта по - русски
с справа по - весеннему
по - другому
 
в влево в)            после шипящих во всех наричиях:
на направо    вскачь
за запросто    прочь
Слова – исключения: уж, замуж, невтерпёж.
 
г) после шипящих:
свежо, певуче
слово – исключение: ещё
 Особая форма глагола.                     По значению различают действительные,
   страдательные причастия.
 
ІІ. Причастие имеет свойства глагола и прилагательного.
 
Глагол. Прилагательное.
1. Время /настоящее и прошедшее/
2. Вид /совершенный и несовершен./.
3. Возвратную и невозвратную форму
4.Требуют от существительного 
   форму определенного падежа. 1. Отвечает на вопрос: какой?
2. Склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
 
 
ІІІ. Образование действительных причастий настоящего времени.
 
Глагол Суффиксы Причастие
І спр. Пиш-ут -ущ-,-ющ-. Пишущий.
ІІ спр. Держ-ат -ащ-,-ящ-. Держащий.
 
       Образование действительных причастий прошедшего времени.
глагол суффиксы причастие
Молча-ть -вш- молчавший
Нес-ти -ш- несший
 
       Образование страдательных причастий настоящего времени.
Неопределенная форма глагола. Глагол наст. времени. Суффикс. Причастие.
Исполнять
Хранить. исполня-ет /Іспр/
хран-ит /ІІ спр/ -ем-
-им- Исполняемый
Хранимый.
 
      Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Прошедшее время. Суффикс. Причастие.
Прочитать
Соединять
Построить
Открыть Прочита-л
Соединя-л
Построи-л
Откры-л -нн-
-енн-
-енн-
-т- Прочитанный
Соединенный
Построенный
Открытый
 
IV. Причастный оборот.
 
Играть на домбре – играющий на домбре, игравший на домбре.
Артист,/ игравший на домбре/ , закончил выступление.
/Игравший на домбре /артист закончил выступление
Особая форма глагола,                      что делая?    каким образом?
которая обозначает                            что сделав?  когда?
добавочное действие.                         как?             почему?
 
 
ІІ. Деепричастие имеет признаки:
    1)вид, 2)время, 3)неизменяемость.
 
 
ІІІ. Образование деепричастий.
     Гл.сов.в.              деепр.сов.в.
     Подня-ть  -  подняв
     Гл.несов.в.          деепр.несов.в.
     Каса-ет-ся – касаясь
Опорная схема №9
Подлежащее
I. Главный член предложения.  Кто? Что?
II. Способы выражения подлежащего:
а) И.п. существительного:  
                     И.п.сущ.
         Музыка     играла.
б) И.п. местоимения:
                 М.и.п.
         Она звучит повсюду.
в) И.п. прилагательного или причастия в значении существительного:
                    И.п.прилаг.
   Больной выздоровел.
                   Причастие и.п.
   Присутствующие аплодировали артистам.
г) Сочетанием слов:
            Мать с сыном слушали музыку.
д) Сочетанием числительного с существительным: 
 Звучали две домбры.
III. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения. 
   Мальчику понравилась эта игра.
 
Опорная схема №10
II. Сказуемое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое  выражается:
1) глаголом в форме прошедшего, будущего, настоящего времени: 
В ноябре выпал снег. В пустыне зимой тоже лежит снег. Весной снег растает.
2) глаголом в форме будущего сложного времени:
Долго я ещё буду ходить по пескам.
3) глаголом повелительного наклонения:
Иди и смотри. Сначала подумай, потом говори.
4) глаголом сослагательного наклонения:
Знал бы, где упасть – соломки бы подостлал.

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Глагол
Что такое мир
Глагол как часть речи.
Обобщение и систематизация знаний по теме « Глагол».
Тестовые задания по теме «Имя числительное»
Глагол
Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Сказуемое – глагол настоящего времени. Правописание личных окончаний глаголов.
Повелительное наклонение глагола
Повторение и обобщение знании учащихся по теме «Глагол»
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 3665 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык