Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Курс на индустриализацию, Казахстана


Курс на индустриализацию, Казахстана

Тема Курс на индустриализацию Казахстана

Цели:1. объяснить учащимся достижения и последствия политики индустриализации, которая проходила в 20-30-е годы в Казахстане; определить односторонность экономического развития, которая несла политика индустриализации страны, сравнивая её с развитием общей экономики; углубить знания на основе анализа исторических фактов, выявить закономерности социально-экономических процессов, закрепить знания об изменениях во время НЭПа.
          2. развивать умения работы с текстом учебника, выявляя главную суть, делать выводы; вовлечь учащихся в познавательную деятельность- умение работать в группе, развитие историческое мировоззрение, мыслительные способности через постановку вопросов по содержанию текста учебника и дополнительной литературы.
           3. формировать патриотические чувства учащихся, раскрыв идею передовых деятелей казахской нации в проведении экономической политики в соответствии с нуждами и чаяниями народа; привить чувство уважения к прошлому.
Тип урока: урок формирование новых знаний.
Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, исследовательский через самостоятельную деятельность учащихся, проблемно-поисковый, интерактивный, духовно-нравственный.
Технологии: КСО, критическое мышление, разноуровневый, ТРИЗ+ педагогика.
Оборудование урока: карта Казахстана, текст учебника, интерактивная доска, таблица блоков промышленности, таблица трёх правил, схема, тесты, материалы периодической печати, портреты, слайды.
Использованная литература: история Казахстана преподавание в школах и вузах, история Казахстана преподавание в школе, география в школе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
  А) психологический настрой (побуждение)
-Сегодня на уроке истории Казахстана будем работать по группам. Каждая группа будет выполнять своё задание. 
-Для начала, обратите внимание на столы, перед которыми вы сидите.
-С чем ассоциируются цвета столов?
-А, о чём это напоминает? (о соблюдении правил движения). Это говорит о том, чтобы вы соблюдали правила ПДД не только на дороге, но и на уроке.
-Несмотря на то, что вы сидите за столами разных цветов, я хотела бы, чтобы наш урок не вызвал у вас чувство неудобства, а всего лишь было представление со светофором регулирующее чувство ответственности за данный урок и соблюдения правила этикета, взаимопонимания по знакам светофора:
Ждите-слушайте
Внимание – думайте                    (вывешивается правило)
Идите- отвечайте
Б) Ассоциация.
-Какие слова вы можете назвать, услышав слово «НЭП»?
(запись на интерактивной доске)
-Расшифруйте слово «НЭП»?
2. Проверка Д/З.
а) микроцель
-Да сегодня мы пройдемся по некоторым страницам истории, которые расскажут нам о трудностях новой жизни выпавшего на долю казахского народа в 20-30-е года.
(за кадром высвечивается слайды рисунков НЭПа).
-Так, значит, какую тему мы будем повторять? (НЭП)
б) Работа в группе (появляется на интерактивной доске)
1 группа - Знаете ли вы о первых инициативах и делах Советской власти?
2 группа - Какие реформы были проведены для преодоления тяжёлого экономического положения в стране?
3 группа - Назовите основные достижения НЭПа?
3.Сообщение новой темы.
-Сегодня мы с вами ознакомимся с изменениями, которые произошли во второй половине 20-30-х годах 20 века.
-Попробуйте предугадать тему урока, рассмотрев картину народного художника                А. Кастеева «Турксиб».
-О чём, значит, будем беседовать. (о строительстве Ж/Д).
-Тема урока «Курс на индустриализацию Казахстана», (появление темы на интерактивной доске).
-Объясните значение слова «индустриализация».
4.Новая тема.
-А эту тему мы рассмотрим по такому плану:
1.Начало индустриализации.
2.Ведущие индустриальные объекты Казахстана.
3.Особенности индустриализации в Казахстане.
А) словарная работа.
-Но прежде, чем рассмотреть материал разберем новые слова, которые встретятся в тексте.
Интеллигенция-
Бюрократизм-
Шовинизм-
Урбанизация-
Инвестиции-
Б) Рассказ учителя с использованием таблицы (три правила, побуждающие логическую мысль учащихся).
  Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других регионах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928-1932 гг.). Он происходил в сложных условиях, а именно, можно выяснить по трём правилам, так как восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено и  научные знания о богатом, обширном казахском крае были невелики, то есть:
А 1. медленное развитие предприятий машиностроения
2.недостаточное развитие предприятий и выпуск товаров народного потребления
3. недостаточность продукций, необходимых для промышленности
Для этого требовалось формирование рабочего класса и производственно-технической интеллигенции путём широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.
Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно- бюрократического метода руководства.
Ф.И.Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925-1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясь выступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития, был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.
Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего - в промышленности (С, Садвакасов, Ж.Мынбаев и другие), квалифицировались Ф.Голощекиным, И, Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.
Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20-х-начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватили практически всю территорию республики. Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н.С. Курникова. В результате своих исследований она доказала, что Казахская республика является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза». Академик И.М.Губкин (показ фото ученого), занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это месторождение - одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахский инженер-геолог К.И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона (показ портрета ученого).
В) Видеофильм «Великая стройка».
-А как  проходила изменения в плане стройки, вы узнаете, просмотрев  фрагмент из документального фильма «Великая стройка».
-В каком году начали стройку «Турксиб»?
-Кто сыграл важную роль в строительстве «Турксиб»?
-Почему Т.Рыскулов не отстранил М.Тынышпаева со строительства «Турксиба» по предложению Ф.И.Голощекина?
За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды (дополнение о стахановском движении), нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганские горно-металлургические комбинаты, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.
         Как - это развивалась, мы можем увидеть по схеме:
(Промышленность условно подразделяется на две группы)
                                  Промышленность 
Группа «А»                                                                           Группа «В»
 
 
Производство средств производства                            Производство предметов потребления
 
           Тяжёлая:                                                                                 Легкая и пищевая:
     Машиностроение                                                                             текстильная
Химическая промышленность                                                             швейная
Цветная металлургия                                                                         кожевенная
   Электроэнергетика                                                                             мясная
Топливная промышленность                                                              и другие отрасли
Добывающая         и       обрабатывающая
Сырье, энергия.          Оборудование, машины, техника.
    Во время СССР Казахстан развивался, как добывающая, поэтому не развивалась экономика Казахстана, а наоборот тормозил социально-экономическое положение.
Все эти недочеты были устранены после того, как Казахстан приобрел свою независимость. Для этого большое внимание  уделяется на развитие отраслей обрабатывающей промышленности, и, безусловно, в таком темпе мы войдем в одно из 50 конкурентоспособных стран.
Г) КСО - с.56 «Особенности индустриализации в Казахстане».
1 группа- с. 56 1 абзац
2 группа- с. 56-57 2 абзац
3 группа- с.57 3-4 абзац
-Каковы были особенности индустриализации в Казахстане?
6. Закрепление.
1 группа – заполнить таблицу.
Превратился ли Казахстан в страну развитой тяжёлой промышленности Каким районам для СССР стал Казахстан7? Как развивалась национальная политика в период индустриализации? Повлияла ли политика индустриализации на социально-экономическую жизнь страны?
Группа национальных деятелей
Группа Голощекина
2 группа- тест
3 группа- № 3 с.57
7. Итог урока
а) фронтальный опрос
-Назовите ведущие индустриальные объекты Казахстана?
-В чем заключается сущность политики индустриализации страны?
б) рефлексия
-А теперь, попробуйте войти в загадочный мир «Индустриализации» под музыку.
-Закройте глаза, представьте то, что вы узнали и увидите.
«Конкурентноспособный продукт производить
Во всех отраслях народного хозяйства.
Высокие технологии внедрить
И открыть технологические парки
Во всемирную торговую организацию
Готовы мы вступить».
-Какие картины будущего и прошлого вы увидели? (пишут на интерактивной доске)
-Как можно это все назвать одним словом? (индустриализация)
-Это изменило положение нашей страны в корне, где широко внедряем новые технологии для улучшения экономического положения, для чего и привлекаем иностранные инвестиции.
-Назовите имена  людей, которые старались  и добились улучшения нашей страны.
-Какими качествами характера они наделены?
-А какую лепту мы можем внести для развития нашей страны?
-Казахский народ хотят увидеть в вашем лице: людей образованных, начитанных, одаренных. Каждый казахстанец верит в её путеводную силу.
8. Оценивание.
9.Д/З §9, реферат «стахановское движение»

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Казахское ханство
Памятники исламской культуры в Казахстане
Архитектура Казахстана XIV-XV века
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Правовое государство
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
История становления и развития Казахстана
Краткосрочный план по теме «Казахстан на карте мира»
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Центральный Казахстан
Бөлім: Уроки / Тарих | Көрсетілім: 4983 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык