Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Памятники исламской культуры в Казахстане


Памятники исламской культуры в Казахстане

Тема Памятники исламской культуры в Казахстане

Цель: Углубить знания учащихся о памятниках исламской культуры в Казахстане.
Задачи:
1.Помочь учащимся в выявлении фактов оказавших влияние ислама на памятники городов Казахстана.
2.Развивать историко-культурологический интерес и осмысление прошлого, умение обобщать, анализировать, пользоваться дополнительной литературой, выражать собственную позицию.
3.Воспитывать чувство уважения к прошлому и бережное отношение к историко-культурным памятникам.
Оборудование: слайды памятников архитектуры, опорная схема, рисунок «Дерево Знания»
Тип урока: комбинированный 
Методы: интерактивный, проектный, беседа
І. Организационный момент
1. Определитесь с лидером группы
2. Подумайте и напишите на листочке, что ожидаете от этого урока - что хотите узнать , получить или вынести из него (время 30 секунд)
 На доске «Дерево Знания»
3. В конце урока мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы оценить насколько вы были удовлетворены.
ІІ. Проверка домашней работы
Отгадывание кроссворда. Для начала вспомним, что мы знаем по курсу религиоведения.
 
1. в е р о т е р П и м о с т ь
2. Я с А в и
3. М и р
с л о в а н а з и д а н и Я
5. К у р б а н - а й Т
6. с у Н н и з м
7. с у ф И з м
8. Ш а К а р и м
9. Б а л а с а г у н И
 
1. К чему призывали монгольские правители по отношению веры?
2. Автор поэмы «Дивани хикмет»?
3. Что означает слово «ислам» в переводе с арабского?
4. Творчество Абая, где отражены высокие идеалы гуманизма.
5. Назовите основной мусульманский праздник?
6. Основное направление в исламе.
7. Мистико-аскетическое течение в исламе?
8. Продолжатель идеи Абая ....
9. Автор произведения «Кутадгу билиг»?
-А кто знает суть этого произведения?
(о миропонимании, о понимании Бога, как универсального начала , объединяющего все, что есть на Земле). Таким образом наша задача изучать и приумножать национальное достояние, преобразуя его в достояние общечеловеческое. В будущем "Культурное наследие", убежден Глава государства, должно сформироваться как уникальный бренд и стать мощным механизмом, служащим повышению авторитета Казахстана на мировой арене. С древнейших времен обширная казахская земля была культурной колыбелью и духовным остовом всего евразийского пространства. Степная цивилизация древних номадов оставила глубокий след в истории человечества и в развитии религии.
- А,о чем говорит ключевое слово кроссворда?
ІІІ.Сообщение новой темы
- Так значит, о чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке.
ІҮ.Новая тема
Эпиграф темы: «Памятники культуры – это душа человека, его нравственность»                                                                                                                                                                                                                             В.Бузесхул
-Как вы понимаете эпиграф нашей темы? Памятники – это отражение наших взглядов, это осмысление нравственности, уважение к прошлому.
-Запишите тему: «Памятники исламской культуры в Казахстане».
  Процессы исламизации в Казахстане происходили по-разному на разных территориях. Точнее говоря,  в северных краях процесс распространения шел медленнее, чем в южных.
Как вы думаете, почему? (проблемный вопрос)
Как это проявлялась?(В городах строились многочисленные мечети, мавзолеи)
Впитывающая в себя акценты арабо-иранских культур, исламская культура повлияла и на такие ветви как различные виды ремесла.
Это мы можем заметить по результатам археологических исследований, проведённых в Южном Казахстане.
А что там было найдено, кто знает?  (сооружения ІХ-ХІІ вв., свойственные исламским народам, такие как раббаты, мечети и бани)
Если обратить внимание на мечети, построенные в ІХ-Х вв., они просто были переделаны из ранних церквей и домов  молитв в мечети. Самая первая мечеть, которая была построена в Южном Казахстане в местности Куйрук тобе. Запишите это.
Как бы там не было, ислам не смог объединить все обряды молитв и поклонений, которые имели место в древне-тюркском мире. Но у нас ешё остаются обычаи на могилах знатных людей строить мавзолеи, молиться им.
Вспомните и назовите эти объекты зодчества. (Х.А.Яссави, Арыстан-бабы, Бабаджа-хатун, Карахан и др.)
Эти места являются не только местом поклонения, но и настоящим произведением средневекового искусства.
Попробуем ответить на вопрос об одном из них. / Электронный учебник-5 класс/
Об истории строительства мечетей на территории нашей страны осветил  в своей работе «Мечети и медресе Казахстана» Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали. 
Обратите внимание на мечети Магистауской области, что вы заметили? Какие они? Почему подземные?
А вот, что пишет об этом главный муфтий Абсаттар Дербисали:
-К первым мечетям на родине наших предков относится , по-видимому, и мечеть Шакпак-ата (IX-X вв.) на полуострове Мангышлак. Природа региона, а также бытовой, хозяйственный уклад местных жителей подсказывали особенности строения мечети. Несмотря на то, что такой метод строительства в западной части страны прослеживается вплоть до времени жизни Бекет-ата (1750-1813 гг), нигде в Казахстане, кроме Туркестана, он больше пока не встречается.
На юге так называемый хилвет-подземная мечеть-принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави... Здесь же, неподалеку, археология нашли малый хилвет (XIVвек).
Новое слово: Хилвет-подземная мечеть
Обратите внимание на внешний вид мавзолеев и мечетей,в чем их особенность?
  В основном украшены арабскими надписями с использованием геометрического и растительного орнамента. Часть надписей содержит различного рода благопожелания, назидания. 
А какие вы знаете благопожелания или назидания? Вспомните.
Например, присутствует в эпиграфе мавзолея Ахмеда Яссауи в Туркестане. Также содержание хадиса о душе и путях познания через нее Аллаха обнаружено в надписях на металлических бронзовых блюдах и подсвечниках ҮІІІ-ХІ вв.
По инициативе Президента Н.А.Назарбаева в Астане каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Почему, именно Республика Казахастан стала центром конфессионального объединения?(Казахстан объединяет три мировые религии.)
Проведение в Казахстане съездов лидеров мировых и традиционных религий – это конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности.
Ү. Закрепление новой темы
1-группа - тема: «Написать мини-эссе о влиянии ислама на архитектурные памятники»  с презентацией в течение 2 минут
2-группа-тема: «Показать сходство и различие памятников Южного Казахстана с другими регионами»  с использованием электронной презентации.
3-группа-тема: Исторический репортаж. Написать заметку в газету «Будущее архитектурных памятников Мангистау»  с помощью электронной презентации /реклама/
Дополнительные литературы: конституция РК, книга «Культрология», «Слова назидания», программа «Культурное наследие».
ҮІ. Итог урока
Обратите внимание на ваши ожидания.Что нового узнали, интерсного?
ҮІІ. Домашняя работа -подготовить реферат и кроссворд по теме

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Упрощение и преобразование алгебраических выражений
Курс на индустриализацию, Казахстана
Культурное строительство в годы независимости
Культура Казахстана в 11-13вв
Архитектура Казахстана XIV-XV века
Усиление колониального гнета в Казахстане в 19 веке
Правовое государство
Межнациональные отношения и депортация народов в годы войны
Новокаменный век (неолит) ( 5-3 тыс. до н.э.)
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Бөлім: Уроки / История | Көрсетілім: 6167 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык