Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»


«Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

 «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой» 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: учить детей измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки; показать зависимость результата измерения от величины мерки; формировать представления о понятиях «тяжелый - легкий »; учить при сравнении использовать в речи слова «тяжелее», «легче»; закреплять счетные умения, узнавание геометрических тел: куба, цилиндра; развивать глазомер, мышление, логику;

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. картинка сороки и двух птенцов;
  2. картинка курицы с ведром и мотылька с ведром;
  3. 3 тарелки;
  4. чашка с пшеном;
  5. две ложки;
  6. стаканчик и бокал;
  7. две большие поварешки;
  8. два ведра с водой (разных по объему), два одинаковых тазика;
  9. весы;
  10. мешочки с песком (5 шт.);
  11. картинка домика, огонь;
  12. картинка с изображением условных мерок (шаги, ложка, стаканчик, вилка, бокал):

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. фишки-кубы (по 10 шт. на каждого ребенка);
  2. фишки-цилиндры (по 10 шт. на каждого ребенка);
  3. карточки с двумя полосками ( красные).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Вводная беседа.

                               Печь сорока истопила

                               Кашу птенчикам сварила.

  -Из чего сварила кашу сорока?

Выставляется чашка с пшеном и две тарелочки.

  -Нужно насыпать пшена в две тарелочки птенчикам поровну. Как это сделать?

  Дети высказывают свои предположения. Затем педагог выставляет маленький стаканчик и ложку. В одну тарелку насыпает пшено из ложки. Дети считают количество насыпанных ложек и выставляют их на верхней полосочке фишками-кубами. В другую тарелку воспитатель насыпает пшено стаканчиками. Дети также отсчитывают фишками, ставят фишки- 

                                     1

цилиндры на нижнюю полосочку. Проверяют результаты: фишек поровну, а пшена в одной тарелке больше, чем в другой.

  -Почему так произошло?

   Педагог подтверждает доводы детей и говорит, что, для того, чтобы измерить сыпучие тела, нужно пользоваться условной меркой, и эта мерка должна быть одинаковой.

   Затем воспитатель просит двух детей насыпать одинаковое количество пшена в тарелки для птенчиков условной меркой- ложкой. При этом пшена должна быть полная ложка. Каждый ребенок при отсчете выставляет фишку возле тарелки. Затем дети проверяют количество пшена в тарелках (на глаз), количество фишек и делают вывод, что пшено насыпают поровну.

    Воспитатель вызывает еще одного ребенка и просит его пересыпать пшено из одной тарелки ( отмеренного для птенчика) в пустую, третью тарелку для мамы сороки. Но теперь условная мерка –стаканчик. При работе ребенка педагог объясняет, что стаканчик нужно всегда наполнять пшеном доверху. Ребенок выполняет задание и отмечает результаты измерения фишками.

     Дети сравнивают результаты измерения количества пшена в тарелках у мамы сороки и птенчика. ВЫВОД: чем мерка меньше, тем больше итоговое число. Если мерка больше, то итоговое число меньше.

 

  1. РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ.

   -Ребята, сможем ли мы сосчитать количество пшеничек в каждой тарелке? Почему нет?

   -Какие еще вы знаете сыпучие вещества, которые нельзя сосчитать? (мука, сахар, песок, соль, рис и т.д.)

   -Для того, чтобы измерить их вес, люди придумали весы. Представьте, что ваши руки -это весы. В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую гирю.

    -Какая рука у вас опустится вниз? Почему?

    -Так же устроены весы: там, где вес больше, чашечка опустится вниз, а где меньше, поднимется вверх. А измеряют вес в килограммах, тоннах.

 

1.РАБОТА С ВЕСАМИ.

    - В правую чашку положи 2 килограмма сахара,  в левую -1 килограмм сахара. Где больше? Почему? (Два больше, чем один)

    -В правую чашку положи 2 килограмма муки, а в левую 2 килограмма муки. Где больше? Почему?

4.ФИЗМИНУТКА.

Дети руками имитируют стрелки весов.

 - В правой руке слон, а в левой руке мышка. (Слон тяжелее мышки)

 - В левой руке курица, а в правой цыпленок. Кто легче?

 - В левой руке 4 кг. Риса, а в правой 5 кг. Сахара. Что тяжелее?

2

5.ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ.

 - В правой руке 1 кг.железа, а в левой 1 кг.ваты. Что легче?

На доске-кавролане домик в огне. Затем выставляются картинки курочки и мотылька.

                  Тили, тили, тили бом,

                  Загорелся кошкин дом…                                                                 

                  Бежит курочка с ведром,

                  Заливает кошкин дом.

 

                   Мотылек ей помогает,

                   Тоже за водой летает.

 

  -Как вы считатете, кто принесет больше воды, чтобы залить огонь в доме: курочка или мотылек?

  -Как узнать, в каком ведре воды больше?

Выставляются два ведра с водой (одно широкое, но низкое; другое узкое, но высокое), две условные мерки- поварешка и бокал. Воды в одном ведре больше.

    Двое детей поочередно измеряют объем воды в ведрах поварешками. Воспитатель напоминает, что набирать нужно полную поварешку воды. Остальные дети отмечают результаты измерения фишками на полосочках: на верхней полосочке количество поварешек воды в вердре у курицы (цилинрами); на нижней полосочке количество поварешек воды в ведре у мотылька (кубами).

  -В каком ведре больше воды? Почему? Запомните это число.

    Дети оставляют большее количество фишек на полосочке, а меньшее количество убирают.

    Третий ребенок измеряет больший объем воды в ведре стаканчиком. Дети фишками на полосочках.

   -Какая условная мерка больше? Сколько ее поместилось в объем воды?

   -Какая условная мерка меньше? Сколько ее поместилось в объем воды?

  Педагог еще раз напоминает детям вывод: число мерок больше, когда мерки меньше.

    -Курочка и мотылек помогли Кошке погасить пламя, она их поблагодарила.

(Убирается огонь с картинки).

 - Какие еще жидкие тела вы знаете?

 

6.ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

а)Спускался муравей с горы, а навстречу ему- верблюд. Верблюд спрашивает муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, есть ли в горах вода?» «Есть, -отвечает муравей. -Там огромное озеро». Обрадовался верблюд, поднялся на гору, но как не пытался напиться воды, никак не мог. «Обманул меня муравей»,- подумал верблюд.

3

  -А как вы думаете, обманул ли муравей верблюда? Почему вы так считаете?

б)Чем нельзя имерить сыпучие и жидкие тела?

 

7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

  -Какие вещества мы с вами сегодня измерили? (жидкие и сыпучие)

  -Чем измеряется вес?


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Действия с величинами.
Занятия математика
«звуки (р-р), буква Р-р»
«Волшебный город вежливости».
Тридевятое царство.
«В гости к нам пришла Матрешка»
Число и цифра 1
Чтобы быть здоровым
СНЕЖКИ ЗА ОКНОМ, ПРОЩАНИЕ С ЗИМУШКОЙ ЗИМОЙ
В гости к нам пришла Матрешка
Бөлім: Уроки / Балабақша | Көрсетілім: 2940 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык