Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты


Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты

Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты

Тема: «Подвижная карта звездного неба. Небесные координаты»

Эпиграф:  «Как много тайн хранит космическая даль…»

Цели урока:

- сформировать понятия системы небесных координат: горизонтальная и экваториальная, подвижной картой звездного неба.

- развивать умения пользоваться ПКЗН, определять координаты звезд, использование полученных знаний при выполнении заданий.

- воспитывать наблюдательность, навыки и умения работать с картой.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Методысловесный, частично – поисковой.

Оснащение урокакарта звездного неба, ПКЗН, глобус.

Межпредметная связьгеография

Этапы урока:

I  Организационный момент:

Психологический настрой урока:   Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Сегодня мы на уроке мы продолжаем, знакомится с основами астрономии.

Мудрецы говорят: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял».

Будьте здоровы! Глубоко вдохните воздух выдохните обиду, страх. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Улыбнемся друг другу, гостям и мне. Спасибо! Улыбка располагает нас к приятному общению и в то же время, улыбаясь, мы вступаем в активную деятельность, чтобы улыбнуться, оказывается, надо задействовать 40 мышц лица.

Мотивация: (постановка цели урока):               

Положение любого пункта на поверхности Земли, определяем, как известно с помощью географических координат: широтой и долготой. На прошлом уроке мы ввели понятия звездного неба, созвездий, звезд, которые можно изобразить на карте. И как вы догадались тема нашего урока:         «ПКЗН. Небесные координаты»

Мозговой штурм  (проблемный вопрос):

Как и на какой карте можно определить положение звезд, созвездий и какими координатами они определяются?

II Этап урока – Актуализация изученного материала 

Фронтальный опрос:   - что такое звездное небо?

-         Созвездия? Величины характеризующую звезду

-          Небесная сфера, линии и точки небесной сферы.

Индивидуальный опрос:   (работа по тестам)

III этап урока – Изложение нового материала

Как было сказано: географическим координатам, положение небесных тел на небесной сфере определяют небесные координаты.Если положения звезды рассматриваем относительно горизонта, характеризуем угловыми координатами: азимутом и высотой светила, которая меняется в пределах от -900 до +900. Но этими координатами неудобно пользоваться, т.к. они зависят от места расположения и время суток наблюдателя – такая трудность для составления карты звездного неба. И такими координатами удобно пользоваться в определенном месте и в определенное время. Но при вращении небесной сферы используюнебесные координаты относительно экватора: склонение -  и прямое восхождение –  

Склонение подобно географической координате измеряется дугой от небесного экватора от 0 до +900 – на северном полушарии;                                                                            от 0 до +900 – на южном полушарии.

Например: звезда Сириус –      = - 16      = 6һ 45m

Прямое восхождение географической долготе измеряется дугой от точки весеннего равноденствия вдоль небесного экватора и измеряется от 00 до 3600 или 0 до 24 ч.

Для определения вида звездного неба в любой момент времени и в любой день используем ПКЗН, которая состоит из двух частей: звездная карта и наклонного круга. На карте изображены яркие звезды, созвездия и их границы, сетка небесных координат. На краю карты – даты, названия месяцев. На накладном круге несколько овалов с градусными отметками, соответствующим географической широте местности (для Зайсана – 470 – поэтому берем на круге 450).

На линии горизонта отмечены четыре стороны света. Соеденим точки Севера и Юга – она покажет Небесный меридиан.

Практическая работа с ПКЗН.

Задание:  Чтобы определить какие созвездия видны на небе в определенный час означенной даты, нужно:

  1. Определить время на наклонном круге.
  2. Определить на карте опрделенную дату.
  3. Совместить означенное время с датой на карте.

Результат работы:

В выемке круга появятся, которые можно увидеть на небе в указанное время.

  Звезды, расположенные на нити, находятся между северным и южным полюсами. Восходящие – на восточной стороне горизонта, заходящие – на западной.

Например:

17 февраля в 2000 

Восходящие: Большой Пес, Близнецы, Орион

Заходящие: Рыбы, Овен, Персей.

IV этап урока - Закрепление изученного материала

1)    Выполнение задания на стр 147 учебника № 2

Орион:  = + 150            = 5h 45'

Выполнение уровневых заданий  (раздача лист)

Уровень А

  1. Начальные координаты искусственного спутника Земли:  α = 10 ч 20 мин, δ = +150, конечные: α = 14 ч 30 мин, δ = +300. Через какие созвездия пролетел этот спутник??
  2. Определите по карте, какие светила имеют координаты: 1) α = 19 ч 29 мин, δ = +280; 2) α = 4 ч 31 мин, δ = +16030.

Уровень В

  1. Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 100 от эклиптики и имеющие прямое восхождение от 10 до 17 ч. Определите их экваториальные координаты.
  2. Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 100 от небесного экватора и имеющие прямое восхождение от 4 до 8 ч. Определите их экваториальные координаты.

Уровень С

  1. .Координаты точки, где вспыхнул метеор, такие  α = 10 ч 30 мин, δ = 00. Через какие созвездия пролетел метеор?
  2. Найдите на звездной карте и назовите три самые яркие звезды, расположенные не далее 200 к северу от небесного экватора и имеющие прямое восхождение от 4 до 6 ч. Определите их координаты.

Подведение итогов урока:

  1. ПКЗН
  2. Звездные координаты:  и .

Рефлексия:   Я буду задавать вопросы, и вы отвечайте:                                                   если «Да» - «Во»;  «Нет» - «У»   

- какое у вас настроение, когда на улице светит солнце?

- когда пасмурно?

- а когда в дневнике у вас оценка «3», а «5»?

Оценки за урок:

Спасибо за сотрудничество! Доброго пути на дороге знаний! Успехов вам!


Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Вложенные циклы
Процедуры для построения геометрических объектов
Физико-географическое положение и история открытия Северной Америки
Понятие о космосе 4-й класс
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Применение свойств и признаков прямоугольного треугольника при решении задач
Краткосрочный план по теме «Казахстан на карте мира»
Остров сокровищ
Разработка урока " Южный Казахстан. ЭГП, природные ресурсы и условия"
Длина окружности. Площадь круга. Шар. 6 класс
Бөлім: Уроки / Физика | Көрсетілім: 15216 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык