|
|
Деепричастие как особая часть речи. Признаки глагола и признаки наречия у деепричастия
Тема: Деепричастие как особая часть речи. Признаки глагола и признаки наречия у деепричастия.
Цель урока:
Обучающая: знакомство с деепричастием, показать связь деепричастий с глаголами и наречиями;знакомство с синтаксической ролью в предложении и грамматической особенностьюдеепричастий;
Развивающая:развивать умение выделять деепричастие в тексте, аргументировать ответ, доказывать, задавать вопросы.
Воспитательная: прививать интерес к русскому языку
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, тесты.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: наглядный, практический, самостоятельная работа, частично-поисковый, контроль и самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, беседа, работа над составлением предложением, тренировочные упражнения в группах.
Ход урока:
1.Организационный момент
О сколько нам открытий чудных
Несёт сегодняшний урок!
Узнать о новой части речи
Настал для нас, ребята, срок.
Все готовы к изучению новой темы, посмотрите , всё ли приготовлено к уроку.
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами закончили изучение сложной и большой темы-причастия. Сейчас повторим знания по теме в виде игры, условия вы знаете.
2. Актуализация знаний.
Игра «Слабое звено» по теме « Причастие»
1 тур.
1.Причастия бывают действительные и ….(страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам?(падежам)
3. У действительных причастий суффикс –ущ- или ом-?
4.Сколько времён у действительных причастий(2)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях?(одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное?
7.Сколько может быть падежей у причастия?
8.К какому времени относится причастие с суффиксом –ш-? (прошедшему)
9.От глагола какого спряжения образовано причастие « играющий» (1)
10. Сколько родов у кратких причастий? (3)
11.Какие причастия могут быть краткими?
12. чем является краткое причастие в предложении? (сказуемым)
13.Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
14.Сколько Н в «посеребренное колечко»
15. Может ли быть кратким причастие «поющий»
Формирование знаний
Сегодня мы откроем для ещё одну совершенно новую, неизведанную для вас форму глагола-деепричастие.
Часть «дее» означает близость его к действию, то есть к глаголу. Вспомните слово, в которое тоже входит «дее». Дееспособный- то есть способный к действию. Можно сказать , что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.
Слайд 1.Тема урока
Слайд 2. Цели урока
Слайд 3.Понятие о деепричастие. Сравни предложения. Назови основы предложений. В каком предложении слова обозначают равноправные действия, а в каком одно действие основное, а другое добавочное.
Мой друг простудился на катке и заболел.-Мой друг, простудившись на катке, заболел.( Оба действия производит одно и то же лицо :друг простудился, друг заболел)
Слайд 4. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно действие отодвинуть на второй план по сравнению с другим.
Графическая запись правила в тетрадь.
Деепричастие –добавочное действие при основном
Отвечает на вопросы что делая? Что сделав?
Относится к тому же слову, что и основное действие.
Слайд 5. Закрепление. Найдите в предложениях деепричастия и аргументируйте свой ответ.
1.Митька, щёлкая кнутом и пронзительно свистя, ворвался в загон.2. Выехав за ворота, папа охотникам велел ехать по дороге. 3. Вспомнив об отце, Дымов перестал есть и нахмурился.4.
Увидев мальчика, оба старика изобразили на лицах удивление и радость. 5. Вернувшись на чердак, Тимур рассказал о своей встрече ребятам.
Работа в тетрадях. Упражнение №177.Поисковая работа. Найти и выписать деепричастия.
Набрав, подойдя, подняв, покинув, надвинувшись, выбивая, запрокинув, смеясь.
Формирование знаний. Поисковое задание
На карточках даны признаки наречия и признаки глагола.
В группах распределить признаки, нарисовать древо деепричастия.
Проврка.
Слайд 6. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Признаки глагола
- Вид-совершенный и несовршенный
- Возвратность- невозвратность
- Переходность-непереходность.
Признаки наречия
1 Неизменяемость
2. Синтаксическая роль в предложении ( обстоятельство)
Родословное древо деепричастия( схематически нарисовать древо, стрелками обозначить
признаки, которое наследует от глагола и от наречия.
Формулировка правила учащимися .
Закрепление знаний. Выполнение упражнения №179. Подчеркнуть как обстоятельства деепричастия и определить их глагольные признаки.
Слайд 7 Среди данных слов найди деепричастие. (пишу глаголы, причастия, деепричастия)
Слайд 8. Найти деепричастия в пословицах, подобрав продолжение пословицы.
Слайд 9. Тест.1.Деепричастие обозначает….
2.Деепричастие отвечает вопросы….
3. Деепричастия образуются от …
4. Деепричастие имеет признаки …………..и …………
5. Является в предложении ……..
6 Вопрос к деепричастию задаётся от………..
Рефлексия. Что вы узнали на уроке нового?
Домашнее задание. П. 22-23 упр. 17
Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
История открытые уроки по истории |
Педагогика открытые уроки по педагогике |
Биология открытые уроки по биологии |
Информатика открытые уроки по информатике |
Математика открытые уроки по математике |
Физика открытые уроки по физике |
Химия открытые уроки по химии |
Разное открытые уроки |
География Открытые уроки по географии |
русский язык |