Ұстаздар сайты u-s.kz Сайттың атауы www.u-s.kz
» » И. Суриков «Зимушка-зима. Первый снег»


И. Суриков «Зимушка-зима. Первый снег»
Тема: И. Суриков   «Зимушка-зима.  Первый снег»
Цель и задачи урока:  Развивать устную связную речь через составления  
                                    рассказа  о зиме;  выразительного чтения стихотворения о  
                                    зиме; активизировать и расширять словарь учащихся по  
                                    теме «Зима»; развивать  лексико-грамматический строй  
                                    речи через подбор родственных слов и подбор признаков  
                                    к предметам;  развивать мышление, память, внимание  
                                    воспитывать умение выслушивать ответы товарищей;  
                                    любовь к природе.
Оборудование:          предметные картинки к схеме; 4 картинки разных времён  
                                    года, загадки о зиме, пословицы и поговорки о зиме.
 
                                   Ход урока:
I Организационный момент.
Класс делится на две группы.  
Дети стоят полукругом.
- сядет тот, кто назовёт «зимние» слова
(зима, снег, мороз, иней, снежники, снеговик, лыжи, санки, коньки, горка, каток, буран, метель, вьюга, холод).
II. Основная часть.
1. Учитель читает стихотворение И. Сурикова «Первый снег». На доске 4 картинки с разными временами года.
- Ребята, найдите ту картинку, где нарисовано время года, о котором говорится в стихотворении. Почему?
2. Сегодня мы при помощи картинок расскажем о зиме, и убедимся в том, какая из групп лучше знает эту тему. 
Беседа:   
- Какое время года наступило? – Наступила зима
-Найдите нужную картинку. Повторите предложение.
- Расскажите о солнце. – Зимой солнце светит, но не греет.
- Какими стали дни и ночи зимой? – Дни стали короткие, а ночи длинные.
- Опишите погоду зимой. – Зимой холодно, морозно, часто идёт снег.
- Расскажите о деревьях. – Зимой деревья стоят голые.
- Назови зимующих у нас птиц. – Ворона, голубь, сорока, воробей, синица остались зимовать.
- Вспомните, что зимой делают звери. – Медведь и ёж спят, а белочка и заяц поменяли шубки цвет.
-Почему зимой не видно насекомых? – Насекомые зимой спят.
-Расскажите, как люди одеваются зимой? –Люди надевают теплую одежду; шарф, шубу, шапку, сапоги.
- Что зимой любят делать дети?. –Дети любят лепить снеговиков, кататься на санках и лыжах.
 
Каждое предложение записывается при помощи картинки и повторяется детьми.
3.Пересказ по цепочке.
 
III. Физминутка «Зимние забавы»
Зима, зима, зимушка,
Закружилась в танце.
Белые снежинки,
Стали невидимки.
IV. Работа по тексту стихотворения.
1. Прочитайте стихотворение про себя. Постарайтесь представить себе зимний день, падающий снег.
- Ребята, теперь закройте глаза и представьте перед собой картину того, что вы сейчас прочитали.
-Что вы видите? –Снег.
- Какой он этот снег? –Он белый, пушистый.
-А что делает снег? –Снег кружится, тихо падает, ложится на земли.
-Что вы почувствовали? –Свежесть, мороз, чистый воздух.
-Что вы услышали? – Скрип снега под ногами , треск ветвей деревьев.
2. Чтение стихотворения сильными учащимися из каждой группы.
3. Составление денотатного графа.    
  Первый снег
 
                     Есть что?
 
                                            Необыкновенная тишина 
 
                    Направлена на что?
 
 
Пушистый       кружится         тихо             тихо
  снег                в воздухе        падает          ложится
 
                     Привела к чему?
 
    Всё было снежно и безмолвно
 
                     Достигнута чем?
 
                   Выпал первый снег
             
                   Привёл к чему?
 
Дни стали       солнце             пришили           зима
короче           светит мало      морозы              настало
 
(Понятие о денотатном графе:   Денотатный граф это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Денотатный граф помогает выделить тезис, аргументы , ключевые слова или словосочетания с помощью глаголов: направлять, предполагать, приводить, давать, достигать, осуществляться).
4. Дидактическая игра   Подбери родственные слова.
- Зима……..
-Снег………
-Холод…….
-Мороз…….
5.Отгодайте загадки о зиме. Какие вы знаете загадки об этом времени года?
а)белая скатерть           б) В огне не горит,    в) на дворе горой,
    все поле покрыла          в воде не тонет           а в избе водой.
 
г) дедушка мост мостит         д) лежал, лежал,
   без топора и клиньев           да и в речку побежал
 
V. Закрепление урока.
1.Чему вы научились на уроке?
2. Нужна ли природе зима?
3. Что было бы если бы не было зимы? Почему?
4. За что вы любите зиму?
 
VI. Оценивание: группа набравшая больше  фишек является победителем.
 
VII. Задание на дом: Выучить наизусть стихотворение И. Сурикова « Первый снег» . В альбом пословиц записать пословицы о зиме.
                                                     Рассказ по картинкам.                                          Наступила зима.                                        Зимой солнце светит, но не греет.                                          
 
 
 
Дни стали короткие, а ночи длинные.                    Птицы оставшиеся зимовать.
 
 
Зимой деревья голые.                                        Белочка и зайцы поменяли цвет 
шубки.
     
Зимой холодно, морозно.       Дети любят лепить снеговиков, кататься на лыжах.
 
                                    План урока.
 
Тема: Н.Гарнет, Д.Хармс  «Очень-очень вкусный пирог»
Цель:  Развивать связную речь учащих; совершенствовать навыки  пересказа 
           текста; активизировать и расширять словарь детей по теме;  развивать 
           лексико-грамматический строй речи через составление предложений из 
           заданных слов; развивать мышление и навыки работы с дополнительной 
           информацией; воспитывать элементарному речевому этикету и 
           правилам поведения в гостях и  дома.
Наглядность: иллюстрации к теме урока, кластеры дидактическая игра. Альбом 
                        «Азбука вежливости»
 
 
                                   Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие с говорением и психологический настрой на урок:
Учащиеся хором:
Небо ясное над нами,
Твердь земная под ногами.
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает.
 
Я хочу учиться;
Я хочу работать,
Я хочу, учась, работать,
Я хочу, работая, учиться.
 
II. Новый урок.
1. Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня дни рождения Жулдыз и Азамата. И я решила сделать этот день самым интересным и весёлым для именинников.
( кабинет полностью подготовлен для проведения мероприятия. На доске запись «К  сожаленью, день рожденье только раз в году». Развешаны шары. Газета с поздравлениями именинников).
Дети видят шары:
-А что это?
-Эти шары необыкновенные!
-В этих шарах записки?
-Да, вы угадали. Эти шары непростые, они с заданиями. Нужно проколоть первый шар и мы узнаем тему нашего урока.
-Кто первый? Кто первый, тот самый смелый.
1 шар- Объяви тему урока. Поздравь именинников с днем рождения.
Тема урока: «Очень-очень вкусный пирог»
Поздравление: Азамат и Жулдыз поздравляю вас с днем рождения желаю крепкого здоровья, успехов в учёбе.
2 шар: Прочитай выразительно стихотворение, ответь на вопрос.
Посадила мама впечь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, коли, Вовы
Пироги уже готовы,
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да еще из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь, помоги-
Сосчитай-ка пироги! (девять пирогов).
 
3 шар: Отгадай загадку .
«Зимой и летом одним цветом»  (елка)
 
4 шар. По действиям определить:
  Что это? (блестит, скрепит, лежит, тает, белеет)   (снег)
 
5 шар. Без него не бывает праздничного стола.  ( пирог, торт)
 
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Прежде чем перейти к теме урока давайте разделимся на две команды:
 
Команда именинника – «Азамат»
Команда именинницы – «Жулдыз»
Капитаны комментируют названия команды.
«Азамат»- чтобы именинник был настоящим гражданином республики Казахстан.
«Жулдыз» - чтобы была она звездой, гордостью класс, освещала путь нашей стране.
I. задание командам.
Выразительно прочитайте текст стихотворения «Очень-очень вкусный пирог» вместо многоточий поставьте нужные по смыслу и звучанию слова.
( позвал, пирог, не идут, отломие, съел, не нашли)
 
II. Задание
К дописанным словам поставьте вопросы, к какими частями речи они являются.
( что сделал? Позвал, отломил, съел, не нашли)
Что? Сущ.- пирог.
 
III. задание.
Прочитайте текст стихотворения ещё раз, затем дайте характеристику герою составив кластер.
 
Слабо                 Позвал гостей.       Испек пирог.    Съел пирог
характерный 
 
Сделал покупку                                                             Отломил кусочек
                                         Именинник
Не постыдился                                                               Не вежлив 
 
Невыдержанный                                                            Не дождался гостей
 
                    По отношению гостям думает только о себ
 
 Правильно ли поступил герой стихотворения?
(-Нет, он должен был дождаться гостей, потому что он сам их пригласил)
 
 4 задание. Подберите пословицы уместные данной ситуации.
1) Как аукнется, так и окликнется.
 2) Что посеешь, то и пожнешь.
     3) вкусна ль еда –жующий знает,
         Длина ль тропа- идущий знает.
     4) Кто молоко украл-тот спасся
         Кто чашку облизал –попался).
 
     5 задание. На доске портреты:
      Девочки, папы, мамы, дедушки, бабушки. Каждый ученик должен написать под портретом оригинальный, соответствующий возрасту подарок.
 
6 задание. Именинникам.
Азамат: Какой твой самый любимый пирог?
 
Мягкий                  вкусный                       ароматный
 
Фруктовый               Мой                             сладкий
                               любимый
                                пирог.
 
                            Неповторимый
Жулдыз, какой подарок ты можешь сделать своими руками?
( Я могу хорошо печь пироги, это мой самый любимый подарок)
 
-Спасибо, вам ребята, за участие.
Давайте подарим нашим именинникам песню крокодила Гены «К сожаленью день рожденья только раз в году».
 
 
IV.Оценивание.
IV. Задания на дом: Выразительное чтение стихотворения «Очень-очень вкусный пирог»
 
 
Тема: Русская народная сказка «Морозко»
 
Цели урока: 1.Систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные  
                        сказки»
                      2.  Развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, память, 
                          умения рассуждать, обобщать, развивать внимание,    
                          воображение;
                       3.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,   
                          содействовать становлению нравственной культуры,             
                         уважительного отношения к национальному наследию.
Вид урока: урок-путешествие.
Тип урока: повторение изученного.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Наглядность: опорные схемы, иллюстрации, карточки-задания.
 
                                          Ход урока.
I.Побуждение.
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
-Ребята, наш урок сегодня необычен тем, что у нас гости. Я прошу вас настроиться на урок. Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Каким бы вы хотели, что бы получился наш урок?
 
                                 Добрый
 
Дружеский                  Д                        Доброжелательный
 
 
               Душевный                  Деловой
 
-Мы отправимся в путешествие, а куда именно- давайте разгадаем кроссворд и узнаем.
 
                                                  СКОРОГОВОРКА
                        ЧИСТОГОВОРКА
                               СЧИТАЛКА
                                           ДРАЗНИЛКА
                                      ЗАГАДКА
                            ПОСЛОВИЦА
-Мы отправимся в путешествие «В мир сказок»  Обобщим наши знания по теме «Русская народная сказка». Путешествовать всегда интересно, а тем более в мир сказок. Сказки появились давно. А кто знает, откуда произошло слово Сказка? (Сказка произошла от слова сказывать, рассказывать)
 
II.Реализация.
1. Беседа
-Кто является создателем русских народных сказок?  ( народ)
-Как передаются сказки? (в устной форме, из уст в уста)
2. В глубокой древности, когда люди не умели читать, они сочиняли сказки и передавали их из уст в уста, т. е. сказывали, отсюда и пошло слово «Сказка». Это вид устного народного творчества
3. Виды сказок
-На какие виды делятся сказки?
                                Сказки.
 
 
Волшебные                 Бытовые                 О животных
 
-Что характерно для волшебной сказки? Бытовой? Для сказок о животных? Мы знаем, что в сказках всегда идет борьба добра со злом.
Что побеждает? (добро)
 Я надеюсь, и у нас на уроке, в наших сердцах победит добро. На нашем пути лежит сказочный камень, он часто встречается в сказках. Помните! Пойдешь налево- одно случится. Пойдешь направо- другое случится.
4. Какую дорогу выбрать нам? Пойдем по первой дороге. Здесь нам необходимо вспомнить законы русской народной сказки.
5.Пойдем по второй дороге. Испытаем свои силы здесь. Нужно прочитать сказку  «Морозко»   по ролями.
6.Групповая работа.
-На ваших столах лежат листочки с отрывками из сказки «Морозко». Давайте прочитаем и постараемся  инсценировать отдельно каждую главу сказки и попутно отвечать на вопросы.
1.Группа:
А)В какое время года происходило действие в сказке?   ( Зимой)
Б)Кто главные герои сказки? (Мачеха, родная дочь, старик, падчерица)
В) Что задумала мачеха? (Она хотела избавиться от падчер)
     Как отнёсся к этому отец? (отвез в лес)
Г) Какой вам представилась падчерица? (добрая, беззащитная)
 
2.Группа.
А) О чем спрашивал  Морозко девушку? ( тепло ли ей)
Б) Как отвечала ему падчерица? ( вежливо, скромно).
Г) Почему Морозко сжалился над ней? (потому что она ему приглянулась как добрая, бедная, простая девушка. И все лесные жители от неё тоже только добро видели.
 
3.Группа.
А) Что приказало мачеха мужу? ( привести и похоронить падчерицу).
Б) Что говорила собачка? ( Она говорила, что падчерицу везут в злате- серебре).
В)Почему мачеха разозлилась, когда старик привез свою дочь? ( потому что она была жива и невредима)
 
4.Группа.
А)Какой показала себя Морозке дочь мачехи? (грубой, невоспитанной)
Б)За что Морозко наказал её? ( за не вежливость, злой язык, за не выдержку).
 
Физминутка. Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Елочка зеленые в лесу густом стоят,                                Идут по кругу,
Маленькие зайчики под елочкой сидят.                           бегут по кругу,
Зайчики спят, сладко спят!                                                машут руками,
Выходите, зайчики, в лесочек погулять,                          присели,
Будут наши зайчики прыгать и скакать.                           встали
Выходите, зайчики, в лесочек погулять,
Если лиса явится- мы спрячемся опять.
 
 
-Ребята, мы с вами познакомились со сказкой «Морозко».
Что вы встретили в сказке?
-В сказке мы встретились с добром и злом.
-Как вы понимаете слова «Добро и зло»
( проблемно- поисковая деятельность учащихся)
 
Добрые дела                                            Добрые люди
 
III.Словарная работа.
Мачеха- өгей шеше.                                Проклятый- қарғыс тиген
Падчерица- өгей қыз                               Застудил- суық тигізді.
Не могла угодить- жақпай қойды          Окостенела- үсіді
Согнать- қуып жіберу                             Заголосила- айқайлап жылады.
 
Есть ли в сказке «Морозко» доброе и злые люди?
                     Добро                     Зло
1. Какой поступок падчерицы можно считать добрым?
Она ухаживала за скатиной, носила воду, дрова печь топила, дома убирала. Старшим вежливо относилась. Любила лесных зверей.
2. Почему  Мороза вы считаете    
          добрым? Он оплатил ей добром    
          за добро, за вежливость,  
          трудолюбие, ласковые слова. 1.Почему вы считаете Мачеху злой?  Она злая, бессердечная хотела лишить старика от дочери- единственной радости.
2. Ей овладела злая зависть, когда она увидела падчерицу в злате- серебре.
3. Она за свою злость заплатила сполна лишившись собственной дочери.
(Высказывания, отстаивание, сопоставление).
IV Закрепление урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по «Миру сказок»
-Чему учат нас сказки? ( сказки учат нас быть добрыми, чуткими, труда- любимыми, смелыми, отзывчивыми.)
А.С Пушкин говорил: « Сказка –ложь да в ней намёк добрым молодцам урок».
-Что вы узнали на уроке полезного? Получился ли наш урок Деловым, Дружеским, Доброжелательным?
 
V. Домашнее задание: Сочинить сказку о доброте.
VI. Подведение итогов урока. Оценивание

Соңғы жарияланған материалдар тізімі
Чтение казахских и русских народных сказок
Глагол как часть речи.
Зима.Составить предложения. Диалог.
«Три дочери» - татарская народная сказка
Андерсен «Гадкий утенок»
Здраствуй, зимушка-зима! Ф.И. Тютчев Чародейкою зимою
СНЕЖКИ ЗА ОКНОМ, ПРОЩАНИЕ С ЗИМУШКОЙ ЗИМОЙ
Спешите делать добрые дела. А.Яшин
Зима
урок обобщение по теме "Сказки"
Бөлім: Уроки / Педагогика | Көрсетілім: 5418 | Қосты: NA | Ілмек сөздер:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Бөлімдер
История
открытые уроки по истории
Педагогика
открытые уроки по педагогике
Биология
открытые уроки по биологии
Информатика
открытые уроки по информатике
Математика
открытые уроки по математике
Физика
открытые уроки по физике
Химия
открытые уроки по химии
Разное
открытые уроки
География
Открытые уроки по географии
русский язык